Знаменитостям «Медведь» не дался

Екатерина Чен
18 февраля 2013, 11:25
Фото: berlinale.de
Чилийская актриса Паулина Гарсия. фильме «Глория»

Конкурс 63-го международного кинофестиваля в Берлине получился довольно высоким по уровню, в нем участвовали звездные актеры и выдающиеся режиссеры, включая оскаровских и каннских лауреатов. Однако победителями стали в итоге никому не известные румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера. Несмотря на название, речь в ленте идет не столько о детях, сколько о матерях: сын одной сбил ребенка другой на машине. И для матери виновника аварии, которая тут становится главной героиней, оказывается легче найти прощение и понимание у родственников жертвы, чем наладить взаимопонимание с собственным отпрыском. Картина успешно продолжает галерею румынских историй про «дела житейские», которые за последние лет пять, начиная с таких картин, как «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Смерть господина Лазареску» и «Полицейский, прилагательное», — завоевывали награды, кажется, уже на всех крупнейших кинофорумах. Помимо человеческих эмоций в ленте Нецера показаны и уродливые стороны социального уклада, как то: взятки, подмазывание полицейских и судебных органов, поиски протекции у влиятельных людей для смягчения приговора. У румынской картины был один из самых высоких рейтингов среди критиков, так что решение жюри под председательством Вонга Кар-вая не явилось сюрпризом. С другой стороны, оно особенно и не обрадовало: если каждый раз награждать на фестивалях только «жизненное», то бишь реалистичное, кино, куда деваться чистому искусству? 

Победителями стали румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера rum450-300.jpg Фото: berlinale.de
Победителями стали румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера
Фото: berlinale.de

Еще ближе к документальной хронике фильм-обладатель «Серебряного медведя», а плюс к тому еще и приза за лучшую мужскую роль «Эпизод из жизни собирателя металлолома» от боснийца Даниса Тановича. Танович — давний любимец европейских фестивалей, еще со времен своего дебюта «Ничья земля» о боснийской войне. Новая его картина тоже на беспроигрышную в глазах кинообщественности тему: про цыган, про их ущемление в правах, материальную бедность, но духовное богатство, заключенное в семейных ценностях. Режиссер снял в картине настоящую многодетную семью, которая едва не потеряла жену и мать из-за того, что у нее не было медицинской страховки. При виде сцены, когда врач говорит, что женщине нужна срочная операция, но ее не будут делать, пока муж-кормилец не заплатит сумму, явно ему недоступную, — в душе любого европейца поднимались, должно быть, гнев и негодование. И жалость — при наблюдении за тем, как бедняга собирает железки на свалке, чтобы заработать хоть что-то. Что ж, история получила хеппи-энд, семейство боснийских цыган фотографировалось на красной дорожке наравне с голливудскими звездами. 

Кадр из фильма «Эпизод из жизни собирателя металлолома» bosn450-300.jpg Фото: berlinale.de
Кадр из фильма «Эпизод из жизни собирателя металлолома»
Фото: berlinale.de

Проснулись знаменитыми и авторы казахской картины «Уроки гармонии», удостоенной награды за выдающуюся операторскую работу и приза читателей ведущей берлинской газеты Morgenpost. Дебютный фильм Эмира Байгазина получил лестные отзывы критиков, и оператор Азиз Джамбакиев, получая свой приз, тоже отметил, что это признание не только его заслуг, но и всей съемочной группы. Лауреат поблагодарил и руководство казахстанского кинофонда за то, что «доверяет молодым». Хочется надеяться, у создателей «Уроков гармонии» не будет проблем на родине, ибо взгляд на окружающую действительность в картине явлен довольно критический, и поэтичная, с метафорами, подача материала никого не обманет. Казахи сделали фильм про школу, про рэкет и криминальную иерархию, царящую у старшеклассников в то время, что они проводят вне классных занятий. Но школа — это еще что: наиболее провокативные эпизоды начинаются, когда двое учеников попадают в КПЗ. Дабы побыстрее раскрыть дело и добиться от малолеток признания вины, следователи изощренно пытают ребят до летального исхода. Кстати, судя по реакции берлинской публики, далеко не все приняли происходящее на экране за чистую монету, поверить в то, что полиция и правда может так действовать, умиротворенному западному зрителю оказалось нелегко. 

Третий по значению приз Берлинского фестиваля, с формулировкой «за новаторство», жюри под председательством Вонга Кар-вая тоже отдало картине с эпизодами насилия — канадской ленте «Вик и Фло видели медведя». Это весьма неординарное произведение про двух бывших зэчек, освободившихся из тюрьмы. Их светлый путь к исправлению нарушает вмешательство злобной мстительницы из прошлого. Мы так и не узнаем, за что конкретно сидели героини и за что им, собственно, мстят. Но чем зло необъяснимее и непонятнее, тем больше оно на деле пугает. 

Приз за лучший сценарий получил сидящий в Иране под домашним арестом Джафар Панахи за фильм «Занавес», который снят в довлеющей атмосфере несвободы, в четырех стенах, с применением мобильной камеры. Эту награду зал встретил овацией. А вот что касается приза за лучшую режиссуру, то у ряда критиков было желание освистать ее обладателя, американца Дэвида Гордона Грина. Нет, с его лентой «Принц Аваланш» с виду все в порядке, это симпатичный, даже трогательный фильм про двух дорожных рабочих, которые колесят со своими инструментами по глубинке, поверяют друг другу и публике неудачи с девушками и выпивают с проезжим дальнобойщиком. Но проблема в том, что это — ремейк одной исландской картины, пару лет назад победившей на более скромном фествиале в Турине. И у тех, кто видел оригинальную картину, есть убеждение, что ремейк практически покадровый, и в чем заслуга режиссера-лауреата, им непонятно. Зато для не видевших исландский первоисточник Грин вполне хорош, ему, в частности, удалось донести мысль о созвучии человеческих чувств с явлениями природы и погоды, у него и актеров, Пола Радда и Эмиля Хирша, получилось создать любопытных персонажей, за которыми интересно подглядывать.

Ну, а подлинным открытием нынешнего Берлинале стала обладательница приза за лучшую женскую роль, чилийская актриса Паулина Гарсия. Ее роль в фильме «Глория» сразу стала фаворитом у критиков и рядовых зрителей. Образ соверменной женщины средних лет вообще явился едва ли не главной темой фестиваля, один только конкурс предложил целую россыпь ярких, сильных героинь, что называется, в возрасте. Которые не стесняются морщин и не унывают, перешагивая через неприятности и не оставляя попыток устроить личную жизнь, несмотря на неудачи. В чилийской «Глории» гремучее сочетание меланхоличного лиризма и неудержимого оптимизма подкупило особенно. Ключевая сцена фильма, где героиня подкарауливает и лихо расстреливает предавшего ее мужчину из пейнтбольного ружья, была встречена аудиторией «на ура»: редко ведь бывает, когда неприятный персонаж получил по заслугам и никто при этом не умер.

Что касается российского участника берлинского конкурса, фильма «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова, то ее жюри никак не отметило, но и критики не ругали, скорее наоборот.