Знаменитостям «Медведь» не дался

Москва, 18.02.2013

Фото: berlinale.de

Конкурс 63-го международного кинофестиваля в Берлине получился довольно высоким по уровню, в нем участвовали звездные актеры и выдающиеся режиссеры, включая оскаровских и каннских лауреатов. Однако победителями стали в итоге никому не известные румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера. Несмотря на название, речь в ленте идет не столько о детях, сколько о матерях: сын одной сбил ребенка другой на машине. И для матери виновника аварии, которая тут становится главной героиней, оказывается легче найти прощение и понимание у родственников жертвы, чем наладить взаимопонимание с собственным отпрыском. Картина успешно продолжает галерею румынских историй про «дела житейские», которые за последние лет пять, начиная с таких картин, как «4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Смерть господина Лазареску» и «Полицейский, прилагательное», — завоевывали награды, кажется, уже на всех крупнейших кинофорумах. Помимо человеческих эмоций в ленте Нецера показаны и уродливые стороны социального уклада, как то: взятки, подмазывание полицейских и судебных органов, поиски протекции у влиятельных людей для смягчения приговора. У румынской картины был один из самых высоких рейтингов среди критиков, так что решение жюри под председательством Вонга Кар-вая не явилось сюрпризом. С другой стороны, оно особенно и не обрадовало: если каждый раз награждать на фестивалях только «жизненное», то бишь реалистичное, кино, куда деваться чистому искусству? 

Победителями стали румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера rum450-300.jpg Фото: berlinale.de
Победителями стали румыны: фильм «Поза ребенка» режиссера Калина Петера Нецера
Фото: berlinale.de

Еще ближе к документальной хронике фильм-обладатель «Серебряного медведя», а плюс к тому еще и приза за лучшую мужскую роль «Эпизод из жизни собирателя металлолома» от боснийца Даниса Тановича. Танович — давний любимец европейских фестивалей, еще со времен своего дебюта «Ничья земля» о боснийской войне. Новая его картина тоже на беспроигрышную в глазах кинообщественности тему: про цыган, про их ущемление в правах, материальную бедность, но духовное богатство, заключенное в семейных ценностях. Режиссер снял в картине настоящую многодетную семью, которая едва не потеряла жену и мать из-за того, что у нее не было медицинской страховки. При виде сцены, когда врач говорит, что женщине нужна срочная операция, но ее не будут делать, пока муж-кормилец не заплатит сумму, явно ему недоступную, — в душе любого европейца поднимались, должно быть, гнев и негодование. И жалость — при наблюдении за тем, как бедняга собирает железки на свалке, чтобы заработать хоть что-то. Что ж, история получила хеппи-энд, семейство боснийских цыган фотографировалось на красной дорожке наравне с голливудскими звездами. 

Кадр из фильма «Эпизод из жизни собирателя металлолома» bosn450-300.jpg Фото: berlinale.de
Кадр из фильма «Эпизод из жизни собирателя металлолома»
Фото: berlinale.de

Проснулись знаменитыми и авторы казахской картины «Уроки гармонии», удостоенной награды за выдающуюся операторскую работу и приза читателей ведущей берлинской газеты Morgenpost. Дебютный фильм Эмира Байгазина получил лестные отзывы критиков, и оператор Азиз Джамбакиев, получая свой приз, тоже отметил, что это признание не только его заслуг, но и всей съемочной группы. Лауреат поблагодарил и руководство казахстанского кинофонда за то, что «доверяет молодым». Хочется надеяться, у создателей «Уроков гармонии» не будет проблем на родине, ибо взгляд на окружающую действительность в картине явлен довольно критический, и поэтичная, с метафорами, подача материала никого не обманет. Казахи сделали фильм про школу, про рэкет и криминальную иерархию, царящую у старшеклассников в то время, что они проводят вне классных занятий. Но школа — это еще что: наиболее провокативные эпизоды начинаются, когда двое учеников попадают в КПЗ. Дабы побыстрее раскрыть дело и добиться от малолеток признания вины, следователи изощренно пытают ребят до летального исхода. Кстати, судя по реакции берлинской публики, далеко не все приняли происходящее на экране за чистую монету, поверить в то, что полиция и правда может так действовать, умиротворенному западному зрителю оказалось нелегко. 

Третий по значению приз Берлинского фестиваля, с формулировкой «за новаторство», жюри под председательством Вонга Кар-вая тоже отдало картине с эпизодами насилия — канадской ленте «Вик и Фло видели медведя». Это весьма неординарное произведение про двух бывших зэчек, освободившихся из тюрьмы. Их светлый путь к исправлению нарушает вмешательство злобной мстительницы из прошлого. Мы так и не узнаем, за что конкретно сидели героини и за что им, собственно, мстят. Но чем зло необъяснимее и непонятнее, тем больше оно на деле пугает. 

Приз за лучший сценарий получил сидящий в Иране под домашним арестом Джафар Панахи за фильм «Занавес», который снят в довлеющей атмосфере несвободы, в четырех стенах, с применением мобильной камеры. Эту награду зал встретил овацией. А вот что касается приза за лучшую режиссуру, то у ряда критиков было желание освистать ее обладателя, американца Дэвида Гордона Грина. Нет, с его лентой «Принц Аваланш» с виду все в порядке, это симпатичный, даже трогательный фильм про двух дорожных рабочих, которые колесят со своими инструментами по глубинке, поверяют друг другу и публике неудачи с девушками и выпивают с проезжим дальнобойщиком. Но проблема в том, что это — ремейк одной исландской картины, пару лет назад победившей на более скромном фествиале в Турине. И у тех, кто видел оригинальную картину, есть убеждение, что ремейк практически покадровый, и в чем заслуга режиссера-лауреата, им непонятно. Зато для не видевших исландский первоисточник Грин вполне хорош, ему, в частности, удалось донести мысль о созвучии человеческих чувств с явлениями природы и погоды, у него и актеров, Пола Радда и Эмиля Хирша, получилось создать любопытных персонажей, за которыми интересно подглядывать.

Ну, а подлинным открытием нынешнего Берлинале стала обладательница приза за лучшую женскую роль, чилийская актриса Паулина Гарсия. Ее роль в фильме «Глория» сразу стала фаворитом у критиков и рядовых зрителей. Образ соверменной женщины средних лет вообще явился едва ли не главной темой фестиваля, один только конкурс предложил целую россыпь ярких, сильных героинь, что называется, в возрасте. Которые не стесняются морщин и не унывают, перешагивая через неприятности и не оставляя попыток устроить личную жизнь, несмотря на неудачи. В чилийской «Глории» гремучее сочетание меланхоличного лиризма и неудержимого оптимизма подкупило особенно. Ключевая сцена фильма, где героиня подкарауливает и лихо расстреливает предавшего ее мужчину из пейнтбольного ружья, была встречена аудиторией «на ура»: редко ведь бывает, когда неприятный персонаж получил по заслугам и никто при этом не умер.

Что касается российского участника берлинского конкурса, фильма «Долгая счастливая жизнь» режиссера Бориса Хлебникова, то ее жюри никак не отметило, но и критики не ругали, скорее наоборот.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама