Амазонка против Amazon

30 апреля 2013, 09:00
Иллюстрация: Эксперт Online
В Бразилии,в Перу, утверждают, что компания Amazon не имеет права на домен .amazon, потому что это название реки.

При первой встрече с крупнейшим на планете интернет-магазином Amazon возникает ассоциация с самой длинной рекой мира Амазонкой и огромными тропическими лесами, которые называются Амазонией. Понятно желание компании, чье название совпадает с известным географическим названием, воспользоваться этим обстоятельством. С другой стороны, такие известные географические названия автоматически считаются достоянием всего человечества. Поэтому в Бразилии, столице крупнейшего государства Южной Америки, и Лиме, столице Перу, утверждают, что компания Amazon не имеет права на домен .amazon, потому что это название реки.

Сейчас интернет-гигант, базирующийся в Сиэтле, имеет домен .соm. Однако компания по понятным соображениям хочет заменить его на .amazon, против чего решительно выступают правительства Бразилии и Перу. В столицах двух латиноамериканских стран, по территории которых в основном и протекает крупнейшая страна планеты, вполне справедливо считают, что это помешает использовать интернет-адрес, связанный с названием реки, для защиты окружающей среды, прав коренных народов Амазонии и прочих полезных дел, так или иначе связанных с Амазонкой и Амазонией.

Споры из-за географически значимых доменов, подобные этому, не редкость. Можно вспомнить, к примеру, о попытках зарегистрировать в качестве доменов такие известные слова, как .patagonia или .shangrila.

Регистрацией доменов и интернет-адресов занимается международная некоммерческая организация Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN). Именно туда обратилась с просьбой зарегистрировать несколько десятков доменов компания Amazon. Среди них .shop, .song, .book, .kindle и другие, но наиболее спорным оказался, конечно, .amazon.

На рынке крупнейших доменов (gTLDs), которых сейчас существует немногим более двух десятков (.com, .gov и 20 других), назревает революция. Дело в том, что они не менялись последние три десятилетия, с момента возникновения Сети. Сейчас ICANN получает десятки и сотни заявок на регистрацию новых доменов. Естественно, особенно ценятся домены, представляющие собой известные слова. Удовольствие это не из дешевых и стоит, по слухам, порядка 200 тыс. долларов.

К Бразилии и Перу, протестующим против регистрации компанией Amazon одноименного домена, присоединились и другие южноамериканские страны, по территории которых протекает она сама или ее притоки: Боливия, Колумбия, Эквадор, Гайана, Суринам и Венесуэла. Против намерения американского изготовителя одежды Patagonia зарегистрировать в качестве домена название одноименной географической области на юге Южной Америки решительно выступает Аргентина. Желание сети гостиниц Shangrila зарегистрировать домен .shangrila вызывает протесты Китая, хотя здесь права Пекина на само слово менее обоснованны. Такая географическая область появилась на карте провинции Юньнань лишь в 2001 году, намного позже, чем этим словом из книги Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» (1933) стала называться гостиничная сеть.