Как выжить в Италии?

Евгений Уткин
31 октября 2013, 16:20
Фото: Евгений Уткин
Предприниматели на Апеннинах вынуждены изобретать невероятные виды бизнеса, чтобы хоть как-то заработать

С каждым днем итальянская статистика становится все более грустной. Сначала вышла одна, в которой говорится о более 6 млн безработных, причем о 3 млн «полностью отчаявшихся», тех, кто уже не ищет работу и не надеется ее найти. Сейчас пришла другая – что в Италии более 3 млн очень бедных.  Впрочем, все это видно и невооруженным глазом – число бездомных, ночующих на улицах, сильно возросло – хотя и погода в Италии стоит не по-осеннему теплая. Сегодня по радио заявили и еще об одном феномене – многие (цифру не помню) ночуют в автомобиле, так как дома нет, или не было, или забрали за неуплату долгов. На этом фоне все поползновения правительства добиться оживления экономической активности напоминают вытягивание себя за волосы из болота – впрочем, у барона Мюнхгаузена получилось, так почему бы и итальянскому правительству не попробовать?

Эту апатию даже не могут встряхнуть никакие медиаповоды, в любое другое время бы ставшие темами для обсуждений за чашкой кофе и горячих споров – тут тебе и слежка всех за всеми, и что подруга Сильвио Берлускони лесбиянка, и весь их любовный роман ширма или, наоборот, они уже поженились… И в открытую или закрытым голосованием будут решать судьбу Берлускони об исключении его из сената – эту тему усиленно навязывало телевидение пару дней (при полной своей никчемности и незначительности ее для итальянцев).

Так что в такой ситуации очередная церемония наград «Капитаны 2013» предпринимателям, которые добились успеха в этом году, могла остаться незаметной. Но оказалось, что журналисты, которые координировали инициативу, Фабио Раффаелли и Мария Луиджа Казаленго, нашли очень интересных и совсем неизвестных широкой публике людей. Были среди награжденных и Санто Версаче (за благотворительность), и Урбано Каиро (Cairo Editore), который купил телевизионный канал La7 и не сократил журналистов (впрочем, ему только предстоит вывести канал в плюс – он всегда давал престиж, но приносил только убытки), и другие уважаемые и известные в Италии люди. Но были и новые лица, такие как Давиде Торреджиани, создавший компанию Sulalbero, которая занялась строительством домиков на деревьях! Идея возникла из детской мечты, точнее, когда его дети попросили сконструировать такой домик. Он попытался найти заказчика и никого не нашел. Так и пришла идея строить от маленьких шалашей для детей до солидных офисов, и все на деревьях! Момент пришелся как нельзя лучше – полный кризис, падение строительства и продаж домов, повышение налогов на недвижимость. А тут почти никаких документов, никаких налогов, и стоит совсем немного. «С милым рай и в шалаше», а в таком шалаше (практически это современное жилье) до рая чуть ближе.

Еще одну интересную идею представили чета Мауро Морози и Изабелла Каппелло (GZ). Как-то бессонной ночью им пришла идея собирать сумки из зип-молнии. И они создали компанию, которая этим и занимается. Из трех метров получается вечерняя сумочка, из 15 м – хорошая удобная сумка (которая в 10 секунд трансформируется в ленту зип-молнии). Конечно, сейчас они пошли дальше – уже стали выпускать такую одежду. «Зачем?» – спросил я их. «Ну ведь оригинально и интересно!» – ответили они.  Действительно, очень оригинально – хотя я помню одну очень зажигательную рекламу несколько лет назад, где нитка вязаного платья цепляется за что-то, и девушка грациозно идет, а платье распускается полностью – так что она могла стать отправной точкой идеи, а как быстро все вернуть назад, восстановить платье – вероятно, только с помощью зип-молнии). Впрочем, такие сумки или одежда могут спасти в критический момент – если потребуется веревка, нужно только ее распустить в 3 секунды.

И у этих ребят дела идут совсем неплохо – продажи растут. Нужно только посмотреть на мир по-новому и найти свою нишу. 

Так спасаются от кризиса стартапы. А как же большие компании, динозавры экономики Италии, такие как энергогигант Eni? И хотя он является самой прибыльной компанией Италии, и у него прибыль серьезно сократилась – правда, из-за геополитической обстановки, из-за волнений в горячих точках, где Eni добывает газ и нефть. Неспокойно в Ливии и Нигерии – там часто не то повстанцы, не то бандиты стараются прервать добычу углеводородов. Не случайно представители «Газпрома» уверенно заявляют, что только они являлись в этом году надежными поставщиками газа в Европу. Вчера Eni представила свои результаты за триместр и за первые девять месяцев года. Чистая прибыль  за январь–сентябрь снизилась на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 5,8 млрд евро. По итогам третьего квартала чистая прибыль выросла на 60,5%, до 3,98 млрд евро (правда, это связано с прибылью от продажи 28,57% акций Eni East Africa).  

Заметим, что итальянская компания добилась лучших результатов, чем ее конкуренты, – например, чистая прибыль англо-голландской Royal Dutch Shell за девять месяцев текущего года сократилась на 27%, а французской Total – на 17%. «В третьем квартале мы достигли значительных успехов в области разведки, сделали значительный прогресс в развитии нашей деятельности на новых месторождениях и монетизировали часть наших активов в Мозамбике», – сказал СЕО компании Паоло Скарони, который не представлял результаты компании, а отправился на встречу с президентом Украины Виктором Януковичем, где днем раньше кабинет министров Украины решил без проведения конкурса заключить соглашение о разделе продукции (СРП) с компаниями Eni, EDF, ГАО «Черноморнафтогаз» и ООО «Воды Украины» в рамках разработки на шельфе Черного моря углеводородных площадей Суботино, Абиха, Маячная и Кавказская (причем их надеялся разрабатывать  сначала «ЛУКойл оверсиз»).

А во вторник Паоло Скарони вместе с президентом Eni Джузеппе Рекки и министром экономического развития Италии Флавио Занонато открывал новый центр сбора и обработки данных Eni, который установил мировой рекорд по энергоэффективности, перебив даже таких гигантов (причем это их главный бизнес), как Google, с коэффициентом 1,2 (отношение полного расхода энергии к расходу непосредственно на серверы). Говорят, у Google он сейчас около 1,26, в других компаниях вообще 2-3. Такая эффективность позволит Eni сэкономить 30 млн евро в год при инвестициях всего в 100 млн евро.  Ясно, что при личной встрече нельзя было не задать вопрос про «Северэнергию», собирается ли Eni продавать свои доли НОВАТЭКу и «Газпром нефти»? В российско-итальянской деловой среде говорят о предложении о выкупе долей итальянцев, «Коммерсантъ» озвучил цифру в 4,9 млрд долларов на всех итальянцев. Проблема в том, что Enel уже почти продал свою долю 19,6% компании «Роснефть». Enel никогда не скрывал, что это для них инвестиционный проект, и если кто предложит хорошую цену, то они сразу продадут. Но со стороны российских партнеров были только предварительные переговоры, никаких конкретных шагов не предпринималось. А пришла «Роснефть», предложила 1,8 млрд долларов – это стало «предложение, от которого мы не могли отказаться», так говорят люди в Enel, связанные с переговорами. Причем они подписали юридически обязывающие документы, подчеркивают в Enel. Поэтому удастся ли российским партнерам остановить предложение «Роснефти» и перебить его ценой (для Enel на 200 млн долларов больше) или придется довольствоваться долей (или даже частью доли) Eni, вопрос открыт.

Паоло Скарони ответил мне: «Подождите до завтра, когда мы представим результаты своей деятельности за девять месяцев. Думаю, вопрос всплывет и там». А в среду один из топ-менеджеров Eni, Марко Алвера, отвечая на этот вопрос, сказал: «Я бы не хотел комментировать этот вопрос».

Для Eni это ключевой актив в России, а не инвестиционный, как для Enel, и хотя цена очень даже хорошая – 2,9 млрд долларов за 29,4%, у Eni нет сейчас проблем с деньгами, он даже собирается выкупить часть своих акций. Кстати, итальянское правительство в поисках денег объявило о возможной продаже части своей доли в Eni, что «никак не должно повлиять на капитализацию компании», подчеркнул Скарони.

 

Милан