Депутаты Госдумы собираются увеличить административные штрафы за обман потребителей. В четверг Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал принять в первом чтении проект закона о введении крупных штрафов за нарушение прав потребителей. Его авторами выступила группа депутатов от фракции «Единая Россия».
Согласно предложениям, изменения коснутся таких нарушений как обмеривание, обвешивание, обсчет, а также введение в заблуждение относительно потребительских свойств и качеств товаров или услуг. В перечисленных случаях должностные лица будут обязаны заплатить от 7 тыс. до 10 тыс. руб. Предприниматели, работающие без образования юридического лица - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.; юридические лица - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. В случае повторного правонарушения в течение года штрафные санкции увеличатся. Должностные лица будут наказываться штрафом от 20 тыс. до 50 тыс. руб. либо дисквалификацией на срок до одного года; индивидуальные предприниматели - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или приостановкой деятельности на срок до 30 суток; юридические лица - от 500 тыс. руб. до 1 млн рублей с приостановлением деятельности на 30 суток.
Практика показывает, что в последнее время наиболее проблемными для потребителей стали услуги в сфере туристического бизнеса, жилищно-коммунального хозяйства, финансовых институтов, а также услуги по перевозке пассажиров воздушным транспортом. Кроме того, сегодня довольно часто вводят в заблуждение пожилых людей, которым с помощью агрессивной рекламы через почтовые рассылки навязывают продажи товаров по каталогам и обещают большой денежный выигрыш.
Разработчиков документа сильно беспокоит и недостаточно высокий уровень безопасности и качества реализуемых товаров. Особенно продовольственных, на маркировках которых зачастую отсутствует полная и достоверная информация о составе продуктов, товаров детского и диетического питания. Кроме того на прилавках магазинов много фальсификата и контрафакта.
Автор законопроекта Виктор Звагельский отмечает, что динамично развивающийся потребительский рынок предлагает разнообразные современные продукты, новые услуги, финансовые предложения. В связи с этим неподготовленного, а, порой, даже подготовленного потребителя легко ввести в заблуждение и причинить ему моральный и материальный вред, а порой и навредить здоровью.
При этом потребители свои права защищают не часто. И не только в силу незнания законов или отсутствия времени, но и по причине небольшого размера компенсаций в результате понесенного ущерба.
«Достаточно много сфер деятельности, где гражданин чувствует себя незащищенным и где велик риск оказаться обманутым. При этом ответственность за многие нарушения прав потребителей ничтожна мала. А мизерный штраф сводит на нет меры государственного контроля. Он также не стимулирует предпринимателей к ведению добросовестной деятельности», - сказал «Эксперт Online» Звагельский.
Сегодня, как отметил Звагельский, штраф для физлиц за обман потребителей составляет от 3 до 5 тыс. рублей. При этом депутат считает, что его увеличение до 10 тыс. – это «огромные деньги». Особенно для тех, кто живет не в Москве или в Санкт-Петербурге.
«От качества продуктов питания напрямую зависит здоровье наших граждан и национальная безопасность, - подчеркивает Звагельский. – Поэтому мы внесли законопроект, который усилит защищенность потребителей».
Сопредседатель национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин считает, что любая активность, направленная на улучшение качества жизни, это хорошо. Но подвох в том, что депутаты этот вопрос могли решить еще лет пять назад. «Эти вещи давно очевидны. И если депутаты не прислушиваются к нам, то телевизор-то они смотрят. А там уже ни один год рассказывают и показывают, что то колбаска не из того сырья сделана, то молочко не того качества и так далее».
Егармин признает, что потребители, действительно, редко отстаивают свои права и не хотят тратить на это время. Хотя существующая законодательная база позволяет наказывать недобросовестных предпринимателей. «У нас довольно гармоничный Уголовный кодекс, есть статья «злоупотребление доверием» и милиционеры достаточно часто ее используют. Работает и Административный кодекс. И суд всегда может присудить серьезные компенсации в зависимости от нанесенного ущерба», - пояснил «Эксперт Online» Егармин.
Здесь, отмечает эксперт, очень важна активная позиция гражданина, который может обратиться либо с иском в суд, либо с жалобой в Роспотребнадзор. Чего очень боятся, к примеру, владельцы магазинов, продающие, допустим, обувь из кожзама под видом кожаных изделий.
А вот активность депутатов, по мнению Егармина, напоминает отвлекающий маневр от более серьезных проблем. «У нас сегодня есть задачи поважнее. Экономика начала приседать на обе ноги, в здравоохранении проблемы, образование не очень доступно, мягко говоря. Или, скажем, система ОСАГО. Это же узаконенный институт массового надувательства, вранья и обмана потребителей. Здесь можно выписывать штрафы день за днем сотнями. Некоторые люди боятся обращаться в суд. Но, согласно статистике, споры по ОСАГО в более чем 90 % случаев выигрывают граждане».
Читайте последние новости России на сегодня на страницах Эксперт Online, и в социальных сетях ВКонтакте и Твиттер