Заложники кризиса

Свой бизнес
Москва, 15.03.2010
Рынок труда — индикатор состояния экономики страны. Кадровый бизнес существенно изменился под влиянием финансового кризиса

До середины 2008 года сфера поиска персонала считалась одной из наиболее комфортных для начинающих предпринимателей. Во-первых, не нужна специальная лицензия. Во-вторых, не требуется больших вложений: за $70–80 тыс. можно открыть рекрутинговую фирму со скромным офисом и небольшим штатом. Норма эффективности — $4–5 тыс. в месяц с каждого сотрудника, показатели закрываемости вакансий — не ниже 30%, доходность — 20–30%. Таким образом, уже через шесть-девять месяцев компания выходила на точку безубыточности.

Но все изменилось, когда начался финансовый переполох: почти все российские и большинство западных компаний бросились снижать издержки, и первыми под нож экономии легли затраты на персонал. Уже в октябре—декабре 2008 года, по данным агентства Marksman, количество заказов снизилось на 60–90%. За этим резким падением последовала длительная стагнация, которая лишь осенью прошлого года сменилась умеренным ростом. К весне 2010-го удалось отыграть около 30–40% от предыдущего падения, однако, чтобы достигнуть докризисного уровня, российскому HR-рынку потребуется, по разным данным, от полутора до двух лет.

Показатели успешности рекрутинговых компаний изменились. Коснулось это в первую очередь доходности: в условиях дефицита заказов она снизилась до 10–12% годовых, а срок окупаемости увеличился и теперь составляет один-полтора года. Принципы работы кадровикам тоже пришлось пересмотреть.

Без посредников обойдемся

Массовые сокращения, начавшиеся в 2008 году, выгнали на рынок множество специалистов. И если в первую очередь без работы оказались не самые квалифицированные сотрудники, то уже через несколько месяцев в волну увольнений попали и ценные кадры, ставшие жертвами конъюнктуры рынка. Все это к несчастью для рекрутеров. Нестабильные компании на время забыли о расширении и выбыли из числа клиентов кадровых агентств. А фирмы, более или менее твердо стоящие на ногах, поспешили пополнить свои штаты качественным персоналом за доступные деньги. Но опять же в обход HR-компаний. Их помощь вдруг оказалась ненужной: искать персонал стало проще — подходящие кандидаты сами проявляли высокую активность.

«Услуги рекрутинговых агентств всегда были достаточно дорогими. Кризис заставил сосредоточиться на поддержании рентабельности бизнеса в сложных условиях, поэтому организации максимально используют открытые источники, — комментирует член совета директоров Первого республиканского банка Людмила Лебедева. — Сегодня публикация вакансий на собственном сайте позволяет получить отклики нескольких качественных кандидатов. Через HR-компании имеет смысл искать лишь топ-менеджеров — это быстрее и правильнее».

Именно благодаря последним многим рекрутинговым фирмам удалось пережить самое тяжелое время. «Примерно до марта-апреля 2009 года речи не шло об открытии новых проектов и направлений, каких бы то ни было расширениях: компании не нанимали рядовых сотрудников, специалистов, занимая выжидательную позицию. Но, нацелившись на поддержку бизнеса, уже зимой многие приступили к реструктуризации, — объясняет управляющий партнер Marksman Инна Суматохина. — Начался поиск эффективных менеджеров, самых лучших управленцев». Востребованные сотрудники, в свою очередь, повысили лояльность к собственным работодателям: смена работы в условиях кризиса — мероприятие рискованное, и многие предпочитали пересидеть финансовые потрясения в проверенном месте. Таким образом, выполнение заказа на поиск опытного управленца превратилось в весьма непростую задачу, довольно щедро оплачиваемую нуждающимися компаниями.

Пас в аут

Однако большие комиссионные за топ-менеджеров не могли компенсировать общего падения уровня заказов. Кадровики запаниковали: их бизнесу грозил крах — окончится масштабная реструктуризация, и клиентов станет катастрофически мало. Каждый искал выход из ситуации в меру своего разумения. Можно выделить три вида антикризисных мер. Для начала — финансовые. Компании всерьез задумались о ценовой политике и собственной репутации. «В пиковый период кризиса многие агентства вынуждены были прибегнуть к демпингу, — говорит президент группы компаний HeadHunter Юрий Вировец. — При этом необходимо было сохранить высокое качество услуг. Те, кому это удалось, благополучно преодолели трудности».

Инна Суматохина замечает, что, несмотря на все сложности, нельзя отрицать и благотворного влияния кризиса на кадровую отрасль. «Хедхантерам пришлось максимально повысить качество своих услуг, — говорит она. — Например, раньше мы предоставляли клиентам рекомендации на кандидата тогда, когда уже стоял вопрос, брать или не брать его на работу, а теперь такую справку мы готовим сразу и отправляем вместе с первой заявкой. Сбор подобных рекомендаций — сложный и трудоемкий процесс, до недавнего времени считалось нецелесообразным осуществлять его на первом этапе, а теперь это важное конкурентное преимущество».

Второй способ борьбы с кризисом — введение новых услуг для клиентов. Актуальность в условиях жесткой экономии приобрели инструменты, помогающие максимально комфортно расстаться с персоналом или построить с ним полноценную работу за пределами штатного расписания. Непривычные русскому уху слова «аутстаффинг» и «аутплейсмент» стали все чаще звучать на рынке. Аутстаффинг позволяет вывести сотрудников за штат и при этом продолжать пользоваться их услугами — он нужен для кадровой оптимизации. Аутплейсмент — это поиск нового места для уволенных и сокращенных специалистов. Пользуясь такой услугой, компания заботится о своей репутации. Правда, получить существенную прибавку к доходам за счет этих направлений кадровым агентствам не удалось: выяснилось, что кризис слишком масштабен и даже западные компании не готовы вкладывать существенные деньги в нематериальные активы. Кроме того, у обоих сервисов есть существенный недостаток с точки зрения бизнеса: их никак не запустить в короткие сроки. Во всяком случае, с аутстаффингом придется повозиться: оформление в штат сотен людей — большая нагрузка. Кроме того, конкуренция на этом рынке довольно высока. Согласно данным сайта Podborcadrov.ru, только в Москве услуги по выведению персонала за штат предлагают около 20 компаний, и примерно четверть из них — крупнейшие холдинги с западным участием и огромным опытом.

Третий антикризисный штамп — попытка зарабатывать на соискателях. Однако под силу это лишь компаниям, владеющим «работными» сайтами. Многие предоставили кандидатам возможность внести резюме в базу или поднять его на верхние строчки, отправив SMS-сообщение. Несколько платных сервисов для них есть, например, в арсенале HeadHunter. По словам директора компании Юрия Вировца, они пригодны лишь для массового поиска персонала и вовсе не используются там, где необходим индивидуальный подход. Однако поначалу взимать плату с соискателей попытались и некоторые обычные кадровые агентства. «Рекрутеры кидались на все доступные возможности, но сразу было ясно, что попытка заработать на кандидатах провалится, — говорит Инна Суматохина. — Во-первых, серьезные специалисты, в которых нуждаются наниматели, часто вовсе не ищут работу: таких людей приходится переманивать, и уж точно они не станут оплачивать собственное трудоустройство. Во-вторых, консалтинг в области HR не дает гарантий того, что работа будет найдена, а без них никто не согласится платить».

Различные сервисы для соискателей встречаются и в перечнях услуг многих компаний — в основном небольших региональных. Популярнее всего, пожалуй, платное занесение резюме в базу (до 1,5 тыс. руб.). Эта услуга едва ли конкурентоспособна: большинство крупных компаний работают с кандидатами бесплатно. Помощь в составлении резюме и сопроводительных писем (от 100 до 3500 руб.) тоже сомнительное бизнес-решение: двумя кликами в интернете можно найти не только сотни статей на эту тему, но и вполне рабочие программы, помогающие составить CV.

У партнеров

    «D`»
    №5 (92) 15 марта 2010
    Второй эшелон
    Содержание:
    Сила заготовки

    Компания «Русполимет» выглядит привлекательно, как новый «Ягуар», который стоит в чулане для трехколесного велосипеда

    Реклама