Улетающий ангел

Компании
Москва, 06.03.2000
«Эксперт» №9 (222)
Кризис на "Боинге" продолжается

В номере 6 (217) от 14 февраля 2000 года журнал "Эксперт" опубликовал статью "На крыльях ангела" о системном кризисе в корпорации Boeing, следствием которого, по нашему мнению, будет новый передел мировой авиационной индустрии в пользу европейских и, отчасти, российских производителей гражданских самолетов.

"Мы удивлены появлением в таком солидном издании, как 'Эксперт', материала, в котором некоторые цифры и факты о компании Boeing не соответствуют действительности", - отреагировали на статью представители американского авиагиганта в официальном письме в редакцию. Изучив аргументы экспертов Boeing, мы решили уточнить некоторые спорные моменты.

Сокращение цикла

Первое. Представители Boeing пишут, что "нынешнее состояние мирового рынка производства гражданских самолетов находится в фазе спада... 2000 год характерен тем, что самые крупные авиакомпании мира уже сделали заказы на новые самолеты. Причем эти заказы были сделаны с 'запасом'... Таким образом, сокращение производства самолетов в компании Boeing с 620 в 1999 году до 490 в 2000 году (а не до 430, как было указано в статье 'Эксперта') является вполне закономерным".

Мы признаем свою ошибку, однако справедливости ради заметим, что цифру в 430 самолетов назвал в телефонном разговоре с нашим корреспондентом сотрудник Boeing. Однако аргумент относительно наличия общего циклического спада в отрасли представляется недостаточно корректным.

Прошлый год был рекордным в истории Boeing по количеству поставленных самолетов, и падение заказов после пика вполне естественно. Однако падение на 20% уже через год-полтора - это слишком много. Обычно за такой промежуток времени уровень заказов сокращается не более чем на 10%. Смягчение падения обеспечивается присутствием на рынке средних и мелких авиакомпаний и крупных лизинговых компаний, совокупный парк которых (и, соответственно, заказы) более чем на порядок превышает парк крупнейших авиакомпаний мира. Их заказы более равномерно распределены во времени, чем заказы крупных. И еще, главный конкурент Boeing - Airbus Industrie - на отсутствие заказов не жалуется и о циклическом спаде не заявляет.

Второе. Как написал "Эксперт", за последние десять лет катастроф с самолетами Boeing было почти в три раза больше, чем с лайнерами Airbus, в то время как их доли рынка были примерно одинаковыми. Корпорация Boeing возражает по поводу обеих частей заявления.

По поводу доли рынка американцы сообщают, что с 1989 года по 1999 год самолетов марки Boeing новых модификаций было поставлено примерно 5,6 тыс. штук, кроме того, было поставлено заказчикам около 4 тыс. авиалайнеров старых моделей (707, 727, 737-200), тогда как Airbus за это же время поставил всего 2,2 тыс. самолетов. Таким образом, доли рынка Boeing и Airbus в натуральном выражении соотносятся, по мнению американцев, как 4,4 к 1. Однако мы, оценивая доли рынка, брали в расчет поставки только новых самолетов (старые модели Boeing уже не выпускает, а только ремонтирует, хотя и зачисляет их в свой актив как "поставленны

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №9 (222) 6 марта 2000
    Санкт-Петербург
    Содержание:
    Элитарные мысли

    Крупные бизнесмены Петербурга не любят, когда их город называют самым криминальным местом страны

    Обзор почты
    Реклама