Нулевой вариант

Тема недели
Москва, 14.08.2000
«Эксперт» №29 (242)
"Роспатент" предлагает способ разрешения споров вокруг советских брэндов

В ближайшие месяцы нам предстоит увидеть самую масштабную попытку восстановить приоритет государства на объекты интеллектуальной собственности, созданные на госсредства.

Российское патентное ведомство подготовило поправки к действующему закону РФ "О товарных знаках". Среди многочисленных технических изменений к закону есть весьма любопытный пункт, по которому товарные знаки, используемые до 1992 года несколькими предприятиями, должны быть аннулированы и превращены в знаки соответствия. Таким образом правовой охраны могут лишиться самые ценные предметы лавки советских древностей - полтора десятка всемирно известных названий русских водок ("Столичная", "Старка" и т. д.), с десяток папиросно-сигаретных наименований (от "Беломора" до "Союз-Аполлона"), марки конфет и шоколада ("Аленка", "Мишка косолапый", "Мишка на Севере" и т. д.). Продолжить этот список читатель может самостоятельно.

До 1992 года пользоваться такими марками могли несколько самостоятельных предприятий, а сам знак мог быть зарегистрирован на кого-то одного или же вообще не регистрировался. Такое положение вещей закрывало этим знакам путь к адекватной правовой охране, а их владельцам - право на эксклюзив. Более того, для целого ряда марочной продукции в СССР были приняты ГОСТы (так, для каждой марки водки существовал отдельный "марочный" стандарт - к примеру, ГОСТ "Водка 'Столичная'").

После 1992 года предприятия, безвозмездно использовавшие эти знаки, в массовом порядке бросились их регистрировать. Принцип "кто смел - тот и съел" в этом процессе был определяющим. О справедливости при таком подходе не было и речи, поскольку при регистрации такого знака добросовестность действий заявителя не проверяется. Впрочем, этот стихийный передел собственности сопровождался конфликтами, в результате которых многие спорные знаки лишались правовой охраны. К примеру, многолетний конфликт московского ликеро-водочного завода "Кристалл" и внешнеторгового объединения "Союзплодоимпорт" за многочисленные водочные марки сопровождался дискламацией (лишением охраны) этих марок. Тот факт, что водку "Столичная" производят более десятка водочных заводов, "Роспатент" расценил как результат превращения этой марки в наименование вида товара. Кстати, в качестве доказательства такого "вырождения" приводились упомянутые выше ГОСТы.

Стоит заметить, что любая свара вокруг советского наследства не обходилась без участия "Роспатента" в качестве арбитра. В связи с этим патентное ведомство часто напоминало буриданова осла: "национальное достояние" вроде бы жалко, а предоставить этому достоянию адекватную правовую защиту сложно. Казалось бы, теперь выход найден. С помощью закона ведомство хочет получить возможность не разбираться в правовом статусе каждого брэнда, а предложить всем претендентам на старые марки равные - нулевые - условия.

По замыслу разработчиков поправок к закону "О товарных знаках", после того как злополучные товарные знаки будут аннулированы, они приобретут статус так называемых знаков соответствия и пер

У партнеров

    «Эксперт»
    №29 (242) 14 августа 2000
    Интеллектуальная собственность
    Содержание:
    На танках не пашут

    Российская стратегия технологического развития должна опираться на массовые коммерческие, а не революционные технологии

    Обзор почты
    На улице Правды
    Реклама