"Наконец поставлена точка в вопросе об унификации и снижении импортных таможенных пошлин", - заявил вице-премьер Алексей Кудрин, подводя итоги заседания правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Основные параметры реформы таможенных тарифов практически не изменились по сравнению с первоначальным вариантом (см. "Эксперт", N34), и с 1 января 2001 года в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, кардинально сократится перечень товаров, облагаемых по самым низким (0 и 5%) и самым высоким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов затронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.
Основная работа по корректировке первоначального варианта изменения тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ряд конкретных товаров. В результате общения правительственных экспертов с представителями ассоциаций производителей, потребителей, операторов рынка, авторы реформы, в частности, отказались от намерения снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. "В порядке исключения" и "в целях завершения прибыльных и рентабельных проектов в российском автомобилестроении" тариф уменьшится только до 25%.
Опять же в исключительных случаях, когда импортная продукция признана уникальной, будет применяться нулевая ставка. Это коснется, в частности, хлопкового сырья. Кроме того, пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первоначальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Что касается запретительных пошлин, то ставка в 30% будет установлена на импорт сахара и сигарет.
Можно, конечно, долго рассуждать о судьбах отечественного автомобилестроения в свете 5-процентного изменения импортных пошлин или, например, о том, зачем нужна льготная пошлина на меховое сырье в стране, исторически славившейся своей пушниной. Но на наш взгляд, гораздо интереснее и важнее обсудить сами принципы и цели проводимой тарифной реформы.
"Киса, будьте проще..."
Необходимость унификации тарифов авторы реформы объясняли тем, что при нынешнем уровне работы таможенных органов большая дифференциация тарифов приводит к многочисленным случаям занижения таможенных платежей за счет неправильного декларирования товаров. Избитые примеры: куриные окорочка выдают за индюшатину, цветы - за свежескошенную траву и так далее. А поскольку таможенники ввиду слабой технической оснащенности физически не могут контролировать все грузы, то "лишние" тарифы надо просто отменить. Тогда и нарушений станет меньше и, соответственно, доходы бюджета возрастут. Следуя этой логике, реформа предусматривает унификацию ставок на живые цветы, молочную продукцию, рыбу, мясопродукты, бытовую, аудио- и видеотехнику, одежду etc., в результате чего из трех с половиной тысяч существующих сегодня тарифных линий должно остаться порядка пятидесяти.
По нашему мнению, в подходе правительства к решению тарифных проблем присутствуют два сомнительных момента. Первый вызван надеждами на кардинальное снижение таможенных нарушений. "Основные стимулы к нарушению таможенных правил, дающие наибольший экономический эффект, связаны не столько с подменой одного товара другим, однородным, сколько с присутствием так называемых 'товаров прикрытия' (в частности, дешевых соломенных изделий, под видом которых завозится огромное количество дорогой одежды), на которые унификация тарифов никакого влияния не окажет, - считает директор Всесоюзного научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ) Михаил Сарафанов. - Весьма распространены также такие виды таможенных нарушений, как неправомерное использованием льгот, в том числе в рамках Таможенного союза, и осуществление контрабандных поставок. Поэтому недобор таможенных платежей на уровне тридцати процентов в малой степени связан с недостоверным декларированием в рамках групп однородных товаров и занижением таможенной стоимости. И унификация тарифов мало что изменит".
Вторым сомнительным моментом является сам подход правительства к решению данной проблемы: поскольку таможня сегодня не может обеспечить полноценный и действенный контроль за ввозом товаров на территорию РФ, мы будем приспосабливать существующую экономическую реальность под возможности ГТК с учетом трудностей и проблем, переживаемых этой структурой. Нам кажется, что было бы гораздо разумнее заняться укреплением таможенной службы и развитием таможенной инфраструктуры. Да, это более сложный путь, но стратегически, несомненно, более правильный. К тому же еще не исчерпаны административные возможности борьбы с таможенными нарушениями. "Чисто экономических механизмов, то есть тарифных мер, совершенно не достаточно для борьбы с нарушениями импортного режима, - считает Михаил Сарафанов. - Поэтому следует разработать систему административно-технических мер, дополняющих тарифные механизмы и призванных предельно сузить поле для правонарушений. Например, произвести текстовые уточнения в товарную номенклатуру ВЭД, чтобы существенным образом затруднить недостоверное декларирование товаров. Кроме того, изучить возможность применения различного рода санкций экономического и административного характера к фирмам, уличенным в повторном нарушении действующих таможенных правил, - ввести прогрессивную шкалу штрафов, рассмотреть вопрос об ограничении или приостановлении импортной деятельности нарушителей путем внесения соответствующих поправок в Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Впереди планеты всей
Несмотря на катаклизмы последнего десятилетия, российская экономика до сих пор представляет собой крупное, сложное и диверсифицированное хозяйство, которому по логике вещей должен соответствовать в высокой степени дифференцированный и детализированный тариф, как это и имеет место в зарубежной практике. Если подходить к тарифной политике с этих позиций, то четыре ставки импортного таможенного тарифа, которые будут действовать в России с 1 января, выглядят как образчик примитивизма по сравнению с таможенным тарифом ЕС, содержащим порядка четырех тысяч уровней ставок.
Кстати, в ЕС по-прежнему сохраняется чрезвычайно высокий уровень тарифного обложения ряда товаров, прежде всего продовольственных. Если выразить в процентном отношении ввозные пошлины на пшеницу, сахар, говядину, действовавшие в середине 90-х годов, мы получим 156, 297 и 125% соответственно. Для Японии аналогичные показатели находились на уровне 240, 126 и 39%, для США - 6, 197 и 31%.
"Особо следует подчеркнуть, что предлагаемые изменения ставок российского таможенного тарифа приведут к уменьшению его средних значений до уровня 10-11%, - отмечает Михаил Сарафанов. - Между тем современная зарубежная практика фактически не знает примеров столь низких среднеарифметического и средневзвешенного значений тарифа для стран, находящихся на стадии становления и развития национальных конкурентоспособных производств и интенсивного вхождения в мировое экономическое пространство".
Впрочем, все аргументы как сторонников реформирования системы импортных тарифов, так и ее противников сегодня выглядят не более чем теоретическими рассуждениями. По той простой причине, что одномоментное изменение ставок по трети товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности способно привести к таким эффектам, о которых сегодня никто не подозревает.
Как бы то ни было, по словам Алексея Кудрина, постановление правительства РФ об унификации таможенного тарифа будет подписано до 1 декабря текущего года, а вступит в силу с 1 января 2001 года. Вот тогда и посмотрим.