Простота вместо воровства

Экономический анализ
Москва, 27.11.2000
«Эксперт» №45 (257)
Основная задача реформы таможенных тарифов - облегчить жизнь ГТК, а не экономике

"Наконец поставлена точка в вопросе об унификации и снижении импортных таможенных пошлин", - заявил вице-премьер Алексей Кудрин, подводя итоги заседания правительственной комиссии по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Основные параметры реформы таможенных тарифов практически не изменились по сравнению с первоначальным вариантом (см. "Эксперт", N34), и с 1 января 2001 года в России будут действовать вместо нынешних семи ставок импортных тарифов только четыре: 5, 10, 15 и 20%. Кроме того, кардинально сократится перечень товаров, облагаемых по самым низким (0 и 5%) и самым высоким (25 и 30%) ставкам ввозной пошлины, а всего изменение тарифов затронет свыше 3,5 тысячи товарных позиций.

Основная работа по корректировке первоначального варианта изменения тарифов касалась определения оптимальных ставок пошлины на ряд конкретных товаров. В результате общения правительственных экспертов с представителями ассоциаций производителей, потребителей, операторов рынка, авторы реформы, в частности, отказались от намерения снизить пошлину на импорт автомобилей с 30 до 20%. "В порядке исключения" и "в целях завершения прибыльных и рентабельных проектов в российском автомобилестроении" тариф уменьшится только до 25%.

Опять же в исключительных случаях, когда импортная продукция признана уникальной, будет применяться нулевая ставка. Это коснется, в частности, хлопкового сырья. Кроме того, пошлина в размере 5% сохранится на трубы для магистральных нефте- и газопроводов, которую в первоначальном проекте предполагалось поднять до 10%. 5-процентная пошлина сохранится и на сырьевой мех. Что касается запретительных пошлин, то ставка в 30% будет установлена на импорт сахара и сигарет.

Можно, конечно, долго рассуждать о судьбах отечественного автомобилестроения в свете 5-процентного изменения импортных пошлин или, например, о том, зачем нужна льготная пошлина на меховое сырье в стране, исторически славившейся своей пушниной. Но на наш взгляд, гораздо интереснее и важнее обсудить сами принципы и цели проводимой тарифной реформы.

"Киса, будьте проще..."

Необходимость унификации тарифов авторы реформы объясняли тем, что при нынешнем уровне работы таможенных органов большая дифференциация тарифов приводит к многочисленным случаям занижения таможенных платежей за счет неправильного декларирования товаров. Избитые примеры: куриные окорочка выдают за индюшатину, цветы - за свежескошенную траву и так далее. А поскольку таможенники ввиду слабой технической оснащенности физически не могут контролировать все грузы, то "лишние" тарифы надо просто отменить. Тогда и нарушений станет меньше и, соответственно, доходы бюджета возрастут. Следуя этой логике, реформа предусматривает унификацию ставок на живые цветы, молочную продукцию, рыбу, мясопродукты, бытовую, аудио- и видеотехнику, одежду etc., в результате чего из трех с половиной тысяч существующих сегодня тарифных линий должно остаться порядка пятидесяти.

По нашему мнению, в подходе правительства к решению

У партнеров

    «Эксперт»
    №45 (257) 27 ноября 2000
    Приморье
    Содержание:
    Обзор почты
    Реклама