Viva, Франция!

Елена Слатина
17 декабря 2001, 00:00

У французского кино хороший пиар

В Москве завершился фестиваль французского кино. Самые преданные киноманы за четыре фестивальных дня посмотрели девять новых французских картин. Смотр этот, проведенный уже во второй раз, решает вопросы как просветительские, так и сугубо рекламные - все фестивальные картины в ближайшее время выходят в широкий российский прокат. Так что кто не успел, тот еще не опоздал.

Первый французский киномарафон стартовал ровно год назад - Москву озарили своим присутствием Франсуа Озон и Шарлотта Рэмплинг, прихватившие с собой картину "Под песком". Тогда же были в первый раз показаны франкоязычные блокбастеры "Братство волка" и "Такси-2". Фестиваль получил громкий общественный резонанс и много публикаций в прессе, и это, как считают французские организаторы, здорово помогло картинам в дальнейшем прокате.

В этом году, чтобы обеспечить вокруг мероприятия достаточный ажиотаж, французы помимо фильмов заслали в Москву солидную группу поддержки - кинозвезд не последней величины: режиссеров Питофа и Габриэля Агийона, Жан-Жака Бенекса и Клода Зиди, актрис Натали Бай и Жозиан Баласко, Шарля Берлинга и еще несколько чуть менее известных личностей. Как утверждает организатор фестиваля Жоэль Шапрон, французские кинематографисты не капризничают и даже с удовольствием колесят по миру, если того требуют интересы дела. А цель у них очень простая - заставить зрителей узнать, что помимо американского кино в мире есть еще и французское.

Три причины

Лет двадцать - двадцать пять назад в Советском Союзе не было кинематографа главнее французского. Если, конечно, не считать советского. Причин у этого главенства было три. Первая - историческая: франкомания в России распространилась еще во времена Екатерины II, и ее до сих пор никто не отменил. Вторая причина из новейшей истории - как только Советский Союз чуть-чуть расслабился в промежутке между временем суровым и застойным, нашими друзьями тут же стали Жерар Филипп, Ив Монтан и Симона Синьоре. Ненадолго, но факт существенный. Третья причина - политическая. В 1966 году президент Франции генерал Шарль де Голль подписал с Советским Союзом государственный договор, одним из пунктов которого значилось обязательство обеих подружившихся держав закупать друг у друга по 12 фильмов в год.

Главной из мировых кинематографий путь на советский экран был строго ограничен, все официально появлявшееся в нашем прокате американское кино разоблачало их заокеанские проблемы. У французов тоже имелось немало неуместных для нас картин, зато мы всегда имели возможность приобрести веселые комедии. Так и появились у нас Луи де Фюнес и Жан Маре, Ришар и Депардье, Бельмондо и Ален Делон. Так и привыкли мы к французам, как к людям всегда веселым, всегда влюбленным и непременно очень модным.

Естественный отбор

Программа фестиваля получилась весьма разнообразной - в ней смешались как коммерческие хиты ("Видок", "Распутницы", "15 августа"), так и дешевенькие артхаусные картины ("Без удержу"). Сложилась программа самым естественным образом - российские прокатчики с разными интересами накупили разного кино, и объективная картина того, что происходит в кинематографе Франции, нарисовалась сама собой.

Франция сегодня по количеству производимых фильмов занимает, наверное, третье место в мире после Индии (около 800) и Америки (около 400). В прошлом году французы сняли 170 картин, из них на французском - около 100. На любой вкус, цвет, запах и фасон.

Самый многообещающий фильм - "Видок" Питофа: шикарное, снятое на цифру зрелище, маньяк-убийца и Жерар Депардье в главной роли. Эжен Франсуа Видок - самый известный французский сыщик, живший в XIX веке. Бывший каторжанин, совершивший несколько неудачных побегов, он пообещал властям в обмен на свое освобождение переловить всех преступников. Он выполнил обещание, сделал множество открытий в криминалистике и стал для Франции практически гарантом безопасности. Завязка фильма - таинственное исчезновение Видока. Сюжет - расследование исчезновения. Таинственная сила - маньяк с маской-зеркалом на лице, а в ней отражаются предсмертные лица жертв, коих в фильме немало.

"Роберто Зукко" - фильм тоже не из веселых. Главный герой - серийный убийца, которого любит одна юная особа. Он, если присмотреться, не такой уж и плохой: убивает только мерзких толстосумов, не всех, конечно, только тех, кто не собирается делиться с нуждающимися.

"Палата офицеров" - тоже про экстремальную любовь. Молодой красавец-офицер обезображен на войне. Теперь его лицо уродливо, и он даже не знает насколько, так как лежит в палате без зеркал. Красоты у него больше нет, зато остались жизнь и молодость, а следовательно, надежда на лучшее.

А вот герою фильма "Без удержу", несмотря на его молодость, надеяться не лучшее непросто. Давиду было пятнадцать, когда он впервые напился. И обильные возлияния так распалили парня, что захотелось ему любви. Но вместо куртуазных поступков он начал совершать крайне неосмотрительные.

"Детская игра" про то, как однажды мать благообразного семейства обнаружила, что дети ее одержимы дьяволом. Прямо "Экзорцист" какой-то. А тут на беду еще и муж сошел с ума. Веселая семейка. Ну не будет же барышня отчаиваться и опускать руки, когда на дворе век феминизма и про надежное плечо барышни даже мечтать перестали. Впрочем, игра эта хоть и детская, но совсем не веселая.

Для любителей киноюмора - "Распутницы": фильм от режиссера фильма "Распутник", костюмной драмы без костюмов с обнаженным Венсаном Пересом в главной роли. Дамы-распутницы Натали Бай и Жозиан Баласко одеты, но ведут себя не подобающим для зрелых женщин образом. Бывшие революционерки, сжигавшие свое нижнее белье в Вудстоке, они и теперь сохранили молодость, только с дочерью не могут найти общий язык.

"15 августа" - комедия, похожая на "Трех мужчин и ребенка". Жены сбежали на курорт, а своим муженькам оставили детишек. Теперь вместо чудного отдыха Ришару Берри, Шарлю Берлингу и Жан-Пьеру Даррусену придется повозиться с кастрюлями и с маленькими чадами. Смешно будет тем, кто не видел штук двадцать подобных фильмов.

Любителям черного юмора - "Приключения трупа" от Жан-Жака Бенекса. Ходила к одному психоаналитику одна красотка анализировать свою психику и странные склонности, игриво качала красивой ножкой. А он возьми да и засни на сеансе. Проснулся - а панночка померла. Отчего она вдруг отдала концы - надо разобраться, но еще важнее - спрятать труп.

"Клуб" - комедия Клода Зиди, комедиографа маститого, любимого еще при советской власти. Это он заставлял Ришара бегать с унитазом на ноге и еще много всяких глупостей совершать. Теперь ему не до глупостей и не до Ришара. Герои его "Клуба" - дебоширы, которым власти города запретили посещать все увеселительные заведения. А они взяли и свой клуб открыли. Частная-то собственность неприкосновенна.

Франэкспортфильм

Была во времена иные у нас организация под названием "Совэкспортфильм", продавала советское кино в разные страны мира, хорошо работала. Она и сейчас еще существует, имеет свой стенд на многих кинорынках, но пользы теперь приносит мало. Впрочем, не ее вина. Во Франции тоже есть свой "экспортфильм", называется Unifrance, существует пятьдесят лет, и сейчас у него как раз пик деятельности. Помимо продажи своего кино Unifrance серьезно занимается его пиаром, устраивая всякие фестивали-недели-форумы-смотры-просмотры-премьеры и все, что только можно придумать для того, чтобы обратить на себя внимание. Самые желанные посетители - прокатчики и журналисты, французы это понимают и обеспечивают всем, чего только те ни пожелают.

Существуют подобные организации во многих странах, но живут они на гроши. У Unifrance же бюджет составляет 8-9 млн долларов в год - на эту сумму весь мир, конечно, не охватишь, но на Японию, Америку и Европу французы не скупятся. Причем оплачивает рекламу кинематографа не налогоплательщик, а любитель этого самого кинематографа - как своего отечественного, так и заморского. Во Франции отлажена система, предмет зависти наших киношников (говорили об этом, говорили, но внедрить так и не решились), по которой с каждого проданного кинобилета снимаются 11% стоимости на нужды родной киноиндустрии. Эти деньги помогают и производству, и прокату, и демонстрации, и экспорту, да еще и Unifrance.

С января по ноябрь французы собрали в России больше миллиона зрителей в кинотеатрах - первый раз после перестройки. Да и у себя дома они сильно поднялись в рейтинге бокс-офисов. Если обычно французское кино во Франции занимает 25-30% рыночной доли, а американское около 60%, то в этом году французы взяли 43%, опустив американцев до 46%. То ли еще будет.