Нужно договориться

Михаил Алексеев
1 июля 2002, 00:00

Условия и формы возврата нелегально вывезенного капитала целесообразно выработать посредством переговоров власти и бизнеса в рамках специальной комплексной программы

Информация о том, что Россия впервые ввезла капиталов больше, чем вывезла, породила разные комментарии. Одни обрадовались долгожданному приходу иностранных инвесторов в страну, другие опечалились активизацией процесса продажи Родины. На самом деле ничего существенного в российской экономике, не считая величины активов ЦБ, статистика платежного баланса не отражает. Тенденции снижения вывоза капитала, так же как и данные о параметрах платежного баланса, связаны с организационными формами, которые принимают инвестиции отечественных бизнесменов.

Не секрет, что подавляющая часть иностранных инвестиций, поступающих в Россию, представляет собой возврат ранее вывезенных из страны средств. В этой связи неудивительно, что Кипр формально является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, причем подавляющая часть кипрских инвестиций - прямые. Источником инвестиций из большинства других стран-инвесторов также в существенной мере служит капитал, вывезенный из России. Мировой рынок не так рентабелен, кроме того, прямые инвестиции российских денег встречают высокие барьеры на вход. Статус иностранных инвестиций дает реинвестированным средствам дополнительные преимущества.

В связи с этим говорить о существенном росте иностранных вложений в российскую экономику преждевременно. К сожалению, наш рынок не может пока переваривать масштабные инвестиционные потоки из-за рубежа. Безусловно, средства для развития российской экономики необходимы, и эти средства имеются. Западные инвесторы на фоне падения доходности на собственных рынках готовы вкладывать в Россию. Нефтяные компании извлекают ренту из высоких цен на нефть. Кроме того, за годы реформ было вывезено, по разным оценкам, около 300 млрд долларов - и это также должно стать источником инвестиций в Россию. Освоить эти средства мешает прежде всего состояние предприятий и отсутствие сильных институтов на рынке.

В последние десять лет инвестиции в России представляли собой скупку за небольшие деньги "интересных" активов и последующее получение с них ренты. Можно сказать, что эти активы и создали капитал их собственников. Развитие производства если и происходило, то лишь за счет собственных средств. Высоких темпов экономического роста можно достичь, только если развитие будет осуществляться не на собственные, а на привлеченные средства. Однако для того, чтобы компании смогли привлекать эти средства на рынке в достаточном количестве, сами они должны соответствовать критериям прозрачности и надежности, которые для подавляющего большинства в ближайшее время недостижимы.

В свою очередь банки, инвестиционные компании и рыночная инфраструктура не готовы к росту инвестиций в многочисленные российские предприятия. За годы реформ все привыкли к достаточно простому, не требующему кропотливой работы зарабатыванию денег. В случае размещения инвестиций на рынке речь идет о большом объеме работы при существенно меньшей рентабельности, чем до кризиса.

В России сейчас недостаточно инвестиционных институтов, способных поддержать приток иностранных средств. Прежде чем инвестиционный рынок станет реальностью, оформятся еще несколько сильных игроков и непременно придут мировые лидеры. Именно по их активности можно судить об инвестиционной привлекательности России и о масштабах привлечения средств.

Важным условием является также обеспечение потока инвестиций в банки, инвестиционные компании и инфраструктуру рынка. Имеющихся сейчас ресурсов недостаточно для качественного скачка.

Что же касается создания условий для возврата больших объемов денег, нелегально выведенных из России, то путем примитивной амнистии эта проблема не может быть решена. Легализация права нарушать закон провоцирует его попрание в будущем и делает возможным дальнейшее изменение договоренностей властями, чего быть не должно. Условия и формы возврата нелегально вывезенного капитала целесообразно выработать в процессе переговоров в рамках специальной комплексной программы.

В сложившейся ситуации массированные иностранные инвестиции в экономику России могут не найти себе применения и способны спровоцировать кризисную ситуацию. Когда предприятия будут соответствовать инвестиционным требованиям, когда будет работать достаточное количество сильных компаний (включая иностранные), можно будет говорить о том, что инвестиции в Россию не станут вложениями компаний в себя, краткосрочным привлечением средств или эпизодическим опытом.