Неуместная щедрость

Александр Шохин
16 сентября 2002, 00:00

Каждый житель России уже простил шесть долларов долга бедным из Азии, Африки и Латинской Америки. По абсолютному размеру вклада в борьбу с мировой бедностью Россия занимает почетное третье место в мире. По относительным показателям, оценивающим весомость этой щедрости для экономики, мы - лидеры среди стран Парижского клуба

Бытует мнение, что Россия пять лет назад вступила в Парижский клуб стран-кредиторов с тем, чтобы облегчить свое долговое бремя. Это имеет весьма отдаленное отношение к действительности.

Россия унаследовала от СССР финансовые активы - долговые обязательства перед Советским Союзом большого числа развивающихся стран. Многие из этих стран имели и имеют долги перед другими официальными кредиторами в лице правительств иностранных государств и являются проблемными должниками, то есть не погашают и не обслуживают свою задолженность в срок. Парижский клуб как раз и существует для проведения согласований и выработки единой политики в отношении таких необязательных стран-заемщиков в случае, когда имеется несколько стран-кредиторов. Деятельность клуба призвана обеспечивать равноправные и справедливые условия получения платежей всеми кредиторами, без преференций кому-либо из них.

Причем в случае обращения страны-должника с просьбой о реструктуризации или о списании своей задолженности для каждой из них, условно говоря, созывается свой "Парижский клуб", поскольку в заседаниях участвуют не формально постоянные члены, а представители именно тех стран, перед которыми есть реальная задолженность. Поэтому-то Россия перестает быть членом клуба на заседаниях, посвященных самой России.

Что касается эффекта от вступления России в Парижский клуб, то не стоит забывать, что некоторые долги более платежеспособных и "сговорчивых" стран (например, Индии) к моменту членства были урегулированы на основе двусторонних соглашений о реструктуризации.

Долги таких стран, как Ливия, Ирак или Куба, не были затронуты при нашем вступлении в Парижский клуб, поскольку с ними у клуба по понятным причинам не было никаких отношений. Подчас наиболее ликвидные долги урегулировались на весьма непрозрачных условиях, о чем можно было судить по отрывочным сообщениям в прессе. Так что в компетенции Парижского клуба в основном оказались самые проблемные для России страны.

В нескольких случаях членство в клубе помогло ускорить процесс признания правопреемства России по финансовым активам СССР. Поскольку в отличие от большинства участников клуба Россия практически не предоставляет новых кредитов развивающимся странам, многие из них, не ожидая от нашей страны новых финансовых вливаний, отказывались признавать задолженность перед Россией или курс ее перевода в свободно конвертируемую валюту из переводных рублей или клиринговых валют. По этой же причине на двусторонней основе, как показывал предыдущий опыт, нам было трудно обеспечить более или менее регулярное поступление платежей в денежной форме. Механизм Парижского клуба упростил эти проблемы.

С другой стороны, вступление в Парижский клуб пять лет назад было представлено президенту Ельцину и общественности как большая внешнеполитическая победа, открывающая России дорогу на рынки капитала. Но для достижения этой цели и в качестве условия вступления в клуб Россия приняла обязательства, по сути означающие очень радикальное изначальное списание долгов нашим должникам, прежде всего по военным кредитам. По моей оценке, совокупный эффект этих обязательств - списание долгов в размере примерно 35 млрд долларов по номиналу.

Кроме того, многие из стран-должников попадают в категорию "сильно обремененных внешним долгом беднейших стран", и уже Парижский клуб, в том числе повторно Россия, списывает до 90% их долгов по текущей стоимости и предоставляет длительные рассрочки платежей по их обслуживанию.

В частности, для России финансовый эффект предоставленных двадцати шести странам льготных условий облегчения их долгового бремени составил 900 млн долларов на конец 2001 года. Именно такой суммы недосчитается российский бюджет. Каждый житель России уже простил шесть долларов долга бедным из Азии, Африки и Латинской Америки!

Интересно, что по абсолютному размеру вклада в борьбу с мировой бедностью Россия занимает почетное третье место в мире, уступая только Японии (2,2 млрд долларов) и Франции (1,2 млрд долларов). По относительным показателям (отношение сумм списания к экспорту, резервам, ВВП), оценивающим весомость этой щедрости для российской экономики, мы - лидеры среди стран Парижского клуба.