К такому решению египтян подтолкнула непоследовательность администрации Ульяновской области и лично губернатора Владимира Шаманова. Еще летом г-н Шаманов приветствовал приход на завод иностранного инвестора, а сейчас стал активно этому противиться.
Дело в том, что владелец Sirocco Aerospace доктор Ибрагим Камель в обмен на инвестиции должен был получить пакеты акций, близкие к блокирующим, - по 25% минус одна в "Авиастар-СП" и в ОАО "Туполев" (владелец контрольного пакета ульяновского завода). Более того, доктор Камель получал эксклюзивное право торговать самолетами Ту-204 с английскими двигателями и американской авионикой. Владимир Шаманов выступил против передачи акций египетскому миллиардеру. Уже подан иск в суд: областная администрация при поддержке компании "Лидер" (миноритарный акционер "Авиастара") требует признать сделку незаконной. Но и это еще не все. Г-н Шаманов прямо заявил, что администрация области намерена усилить свою роль в управлении "Авиастаром". А конкретнее, ульяновский губернатор хотел бы видеть главой совета директоров авиазавода своего человека. Мотив руководства "Лидера" и обладминистрации таков: акционирование ОАО "Туполев" прошло с нарушением закона (в чем именно состояли нарушения, не уточняется), соответственно, все решения руководства этой компании, в том числе и по передаче акций "Авиастар-СП" через компанию "Интер-АНТ" доктору Камелю, незаконны. Президент "Лидера" Игорь Лейко и Владимир Шаманов убеждены, что самолеты Ту-204 можно оснащать российскими двигателями ПС-90 и строить и продавать их без Камеля, не делясь с ним прибылью. Близкие к генералу Шаманову люди утверждают, что банки, готовые кредитовать постройку самолетов, уже выстроились в очередь. Правда, потенциальные покупатели этому не верят. Как стало известно "Эксперту", руководство государственной авиализинговой компании Китая, подписавшее в прошлом году протокол о намерениях купить десять самолетов Ту-204, уже заявило о том, что в свете последних событий готово купить вместо наших лайнеров "Боинги". Но поскольку сделку с Россией одобрил лично Цзян Цзэминь (а политика в Китае превалирует над бизнесом), то китайская госкомпания поставила "Боингу" жесткое условие: американцы должны найти покупателей на русские самолеты, чтобы продать в Китай свои, или хотя бы попытаться это сделать. Впрочем, у США как нельзя кстати нашлись контраргументы: любые средства, которые поступят на счета "Авиастара", тут же будут списаны, поскольку ульяновский авиазавод задолжал кредиторам несколько миллиардов рублей. В сложившейся ситуации г-н Камель, уже инвестировавший десятки миллионов долларов в "Авиастар", дальнейшие вложения в наш авиазавод приостановил. Это означает, что никаких новых самолетов в Ульяновске построено не будет. Чем не убедительная отговорка для "Боинга"?