Скучающие эльфы

20 января 2003, 00:00

Джон Рональд Руэл Толкиен писал "Властелина колец" больше десяти лет, без конца уточняя подробности сотворенного им мифологического пространства. Режиссер-стахановец Питер Джексон перевел труд его жизни в киноформат всего за один год - все три части он снимал одновременно, с октября 1999-го по декабрь 2000-го (суммарный бюджет 300 млн долларов), чтобы затем ежегодно на Рождество выдавать публике по очередной порции похождений Фродо Девятипалого. 23 января в российский прокат выходит вторая серия "Властелина" - "Две башни".

Решившись взяться за экранизацию главной саги XX века, режиссер очень рисковал вызвать гнев миллионов ее поклонников, "не узнавших" своих эльфов и хоббитов. Предложи он собственную трактовку легендарной книги - и фильм мог бы провалиться. Однако прошлогоднее "Братство кольца" почти ни у кого не вызвало раздражения - зрители испытывали детскую радость по поводу удачного оживления книжных персонажей. Джексон вышел из трудного положения виртуозно - он выступил в роли талантливого и дотошного иллюстратора. Шерсть на хоббитских пятках и заостренные эльфийские уши интересовали режиссера куда больше сюжета.

За год хоббиты и эльфы должны были вполне обжиться в невероятных пейзажах Новой Зеландии и взяться наконец за свою основную задачу - борьбу с глобальным злом. Казалось бы, одной шерстолапостью во второй серии уже не обойтись. Тут-то и выяснилась неприятная истина. Бороться со злом, тем более по чужим жестким правилам, Джексону вовсе не интересно. Драматургия сказочного апокалипсиса, заботливо выстроенная Толкиеном, в фильме безнадежно разваливается. Хоббиты уныло бредут в свой Мордор, силы добра неутомимо разрубают всяческую нечисть, по горам мрачно марширует отряд боевых эльфов, более всего похожих на деревянных солдат Урфина Джюса. На экране - сплошная суматоха, разбираться с которой Джексону, похоже, просто скучно: сюжет подменяется утомительной чередой грандиозных сражений и пафосных монологов о добре и зле. Хоть как-то скрепить распадающийся на сотни кадров фильм или хотя бы оживить унылые баталии каким-нибудь интересным ходом режиссеру явно не под силу. Категорически запретив самому себе вольное обращение с текстом, Джексон довольствуется лишь туманными намеками на неожиданные сюжетные повороты: Арагорн, например, явно хочет жениться на непредусмотренной женщине, да только вряд ли что у него выйдет - копирайт не позволит. Остается единственная радость - новые персонажи, которых можно симпатично проиллюстрировать: живые деревья-энты, искусно анимированный Горлум, очередной злодей в исполнении великолепного Бреда Дурифа ("Полет над гнездом кукушки", "Рэгтайм").

Что нас ждет через год, в "Возвращении Государя", несложно представить уже сейчас. Последнюю часть своего эпоса Толкиен не оснастил сколько-нибудь значимыми новыми героями. Более того, главный и, безусловно, самый колоритный персонаж - Саурон - по сюжету остается за кадром. Словом, новые красочные иллюстрации Питеру Джексону сделать вряд ли удастся. Старые же картинки, расставленные в другом порядке, едва ли окажутся увлекательными.