Лучше помолчать

10 февраля 2003, 00:00

На прошлой неделе президент Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок к четырем федеральным законам, которые связаны с реформой избирательного процесса.

Реформа избирательного законодательства включает в себя принятие новой редакции законов об основных гарантиях избирательных прав граждан, о выборах депутатов Госдумы и о выборах президента. Внесение президентом новых изменений и поправок говорит о начале второго этапа реформы. Теперь парламент должен привести в соответствие с новым избирательным законодательством Уголовный кодекс (УК), Кодекс об административных правонарушениях, законы "О средствах массовой информации" и "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

В Уголовном кодексе РФ предлагается расширить основания уголовной ответственности "за общественно опасные деяния, посягающие на избирательные права граждан". Уголовные санкции предусматриваются за злоупотребления с избирательными фондами и за составление заведомо ложных избирательных документов. В Кодекс РФ об административных нарушениях предлагается ввести ответственность за использование служебного положения в период проведения выборов и за сбор подписей лицами, которым это запрещено законом. Предлагается запретить одновременно вести благотворительную деятельность и предвыборную агитацию.

Наиболее серьезные дополнения касаются Закона о СМИ: в случае "некорректного" освещения предвыборной кампании СМИ будут лишены возможности выходить в свет во время выборов. В законе "Об основных гарантиях..." содержится перечень норм, которым должна следовать пресса в период предвыборной кампании, однако ни в избирательном законе, ни в Законе о СМИ никакого наказания за их нарушение не было. Проект, внесенный президентом, предполагает, что в случае совершения двух нарушений законодательства о выборах каким-либо СМИ в течение одной из избирательных кампаний Центризбирком или избирком субъекта федерации получают право обратиться в Минпечати с ходатайством о приостановлении деятельности этого СМИ на период выборов. Минпечати, конечно, может проигнорировать эту просьбу, но если СМИ допустит более двух нарушений, "влекущих применение мер административной ответственности", то министерство будет "не вправе отказаться от обращения в суд с указанным заявлением".

По мнению руководителей многих изданий и телеканалов, выполнить все новые правила прессе почти что невозможно, легче вообще отказаться от освещения выборов. В сообщениях о предвыборных мероприятиях не должно "отдаваться предпочтение какому бы то ни было кандидату", из чего следует, что СМИ могут сообщать или обо всех кандидатах и партиях сразу, или ни о ком. Да и практически любую заметку или телерепортаж можно отнести к агитации, а она обязательно должна быть оплачена из избирательного фонда кандидата. Избирком, руководствуясь подобными ограничениями, при желании может объявить нарушителем какое угодно СМИ.

По мнению руководителя Независимого института выборов, бывшего председателя ЦИК Александра Иванченко, понятия "информирование граждан во время выборов" и собственно "предвыборная агитация", уже закрепленные законом "Об основных гарантиях избирательных прав...", дают полную свободу в толковании этих норм. Более того, перечень составов правонарушений в этой сфере оставлен законодателем открытым. Таким образом, вводимые новой поправкой к Закону о СМИ санкции стали логичным продолжением кампании по ограничению свободы слова в ходе предстоящих выборов. "Предельно жесткая позиция в отношении СМИ не будет способствовать активизации граждан во время выборов", - сказал Александр Иванченко в беседе с корреспондентом "Эксперта".