О моральном законе

Спецвыпуск
Москва, 12.04.2004
«Эксперт» №14 (415)
Пока не ясно, станет ли принятый недавно "Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке" шагом на пути к цивилизованному рынку или останется PR-акцией подписавших его компаний

Не было бы преступлений - не нужен был бы закон. Было бы достаточно закона - не нужна была бы мораль. Но она, как известно, нужна. И на страховом рынке тоже.

Клиент, у которого нет времени (а иногда и соответствующих знаний) для изучения договора, принимает то, что предлагает ему страховщик. Впоследствии неточно (или недобросовестно) составленный договор вполне может стать причиной отказа в страховой выплате или неполного возмещения ущерба.

Другая сторона медали: страховщик и клиент играют в одной команде, проводя так называемые серые операции - на страхование принимаются заведомо нерисковые риски или, наоборот, те, по которым обязательно должен наступить страховой случай; осуществляется снижение налогооблагаемой базы страхователя и офшоризация капиталов; используются механизмы выплат зарплат и бонусов в обход официальной системы отчетности.

Распространенной практикой является переманивание агентов и сотрудников (разумеется, вместе с их клиентской базой), практикуется демпинг и использование административного ресурса, что иногда способствует чуть ли не монополизации отдельных региональных или специализированных микрорынков. Реклама и маркетинговая политика тоже не всегда безупречны с точки зрения добросовестности и этики. Компании не очень доверяют своим партнерам, а тем более конкурентам, и часто допускают не слишком корректные действия и высказывания в адрес друг друга.

Можно ли с этим бороться?

Больше чем закон

Все вышеперечисленное, как правило, делается в рамках закона. И дело не в том, что плох закон - всегда найдутся возможности, формально соблюдая его, действовать недобросовестно, следуя букве закона, войти в противоречие с его духом. Напрашивается вывод: участники рынка должны договориться друг с другом и принять на себя такие моральные обязательства, которые обеспечат не только законность, но и порядочность их деятельности. Однако до тех пор, пока сам рынок не заставит действовать этично, надеяться на это не приходится.

Для рынка страхования важен уровень доверия между контрагентами. И здесь надо заметить, что большинство потенциальных и фактических страхователей считают: гарантом выполнения обязательств, честного поведения и социальной ответственности страховых компаний, да и вообще организаций финансового сектора может и должно быть государство. Дело с том, что в России традиции саморегулируемых организаций слишком слабы, чтобы общество воспринимало их деятельность всерьез. А ведь в западных странах подобные институты - один из главных факторов стабильности функционирования рынков, и государству, как правило, нет необходимости выступать в качестве арбитра или гаранта.

"Принципы этики - основа финансового бизнеса, построенного на доверии, максимальной открытости и прозрачности", - говорит гендиректор страховой компании "Энергогарант", член президиума ВСС Андрей Зернов. Поэтому всем участникам рынка надо учиться работать в здоровой конкурентной атмосфере, и прежде всего оговорить этические правила игры. Для этого недостаточно законов и

У партнеров

    «Эксперт»
    №14 (415) 12 апреля 2004
    Кризис либерализма
    Содержание:
    Буржуазные рефлексии

    Для того чтобы Россия развивалась адекватно имеющимся у нее силам, отечественная буржуазия должна занять свое место в правящем классе

    Реклама