Окольцованная планета

Наука и технологии
Москва, 12.07.2004
«Эксперт» №26 (427)
Американцы и европейцы решили потратить 3,4 миллиарда долларов на изучение Сатурна. За эти деньги ученые надеются узнать все о кольцах шестой планеты и разобраться с тем, что творилось в Солнечной системе четыре с половиной миллиарда лет назад

Без малого семь лет назад, 15 октября 1997 года, с американского космодрома на мысе Канаверал был осуществлен запуск орбитального аппарата Cassini, в который в качестве автономной научной единицы вошел исследовательский зонд Huygens. Главным объектом космической миссии Cassini-Huygens была избрана шестая по удаленности от Солнца и вторая после Юпитера по размеру планета Солнечной системы - Сатурн.

По предварительным расчетам проектировщиков, без сбоев и поломок этот неспешный космический путешественник должен был добраться до цели в июле 2004 года. Оптимистический прогноз оправдался на сто процентов - долгожданное событие (переход к орбитальному вращению вокруг Сатурна) состоялось 30 июня, то есть даже с небольшим опережением графика.

Общая протяженность полета, проделанного Cassini, составила около 3,5 млрд километров, и почти столько же в численном выражении - 3,4 млрд долларов США - было вложено в этот амбициозный международный проект. По мнению директора Управления исследований Солнечной системы NASA Орландо Фигероа, "Cassini-Huygens - это самая серьезная и ответственная планетарная миссия за все время, прошедшее с момента запуска первых космических аппаратов".

Щель Кассини

Межпланетный аппарат Cassini получил свое название в честь выдающегося итальянского астронома XVII века Джандоменико Кассини, долгое время бывшего директором Парижской обсерватории (французы также считают его своим и предпочитают называть Жан-Домеником). Кассини внес большой вклад в изучение планет Солнечной системы: в частности, он первым вычислил время вращения Марса вокруг своей оси, обнаружил так называемое Большое Красное Пятно Юпитера, крупную овальную аномалию в южной - "тропической" - зоне этой планеты, открыл несколько спутников Сатурна, а в 1675 году ему удалось разглядеть внутри кольца Сатурна крупную разделительную полосу, получившую впоследствии название "щель Кассини".

Что же касается зонда Huygens, он назван в честь не менее знаменитого голландского физика и астронома Христиана Гюйгенса, который обнаружил крупнейший спутник Сатурна Титан, а в 1656 году впервые выдвинул гипотезу о существовании вокруг Сатурна кольца.

Проект Cassini-Huygens, по сути, первая серьезная научная затея, осуществленная двумя гигантами космической индустрии - американским NASA и ESA, Европейским космическим агентством. (Россия в этом проекте, увы, не представлена - космические полеты большой дальности уже давно не входят в число наших научно-технических приоритетов, более того, в ключевом российском астрофизическом институте - ГАИШ МГУ - даже нет подразделения, занимающегося изучением отдаленных планет Солнечной системы).

Суммарный вклад США в бюджет проекта составил 2,6 млрд долларов, то есть более 75%. Проектировка, разработка и сборка аппарата Cassini была осуществлена в одном из головных научно-исследовательских центров NASA, Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory, JPL) в Пасадене (штат Калифорния). Основным же контрагентом NASA, получившим львиную долю зака