Евгений Гавриленков, старший экономист ИК "Тройка Диалог":
- Характер кривой доллар-рубль показывает, что ЦБ не дает курсу значительно колебаться, но периодически дает ему двигаться в соответствии с глобальными тенденциями. Потому курс рубля к доллару изменяется дискретно (курс евро-рубль зеркально отражает изменение курса евро-доллар). Около двух недель курс держится примерно на одном уровне: ЦБ выжидает, как изменятся глобальные тенденции, что будет происходить с оттоком капитала. Если ЦБ видит, что накапливаются какие-то диспропорции: доллар сильно укрепился или сильно "просел" против евро, - тогда банк изменяет курсы покупки и продажи. Проводя такую осмотрительную политику, ЦБ накапливает резервы, что вполне разумно. Идти вразрез с глобальными тенденциями валютных рынков ЦБ не может, поскольку это приведет к валютным спекуляциям.
Наталья Орлова, старший экономист Альфа-банка:
- Нынешнее укрепление рубля относительно доллара удобно тем, что ЦБ может не поддерживать рынок, а позволить рублю укрепиться по отношению к доллару - поскольку рубль одновременно ослабляется по отношению к евро, реальный эффективный курс остается неизменным. Это на руку ЦБ, потому как дает возможность удержать укрепление рубля в рамках запланированных 7 процентов, что поможет и сдерживать инфляцию, и поддерживать конкурентоспособность российских производителей. Положительный эффект, который мы получаем от высоких цен на нефть, в значительной степени перекрывает негативный эффект от реального укрепления рубля. Правда, только если смириться с тем, что мы согласны остаться в рамках существующей экономической модели: если мы не хотим диверсифицировать экономику, если мы считаем Россию страной, которая в целом существует за счет нефтедобывающего сектора, и никаких изменений в этом смысле не предвидится. Диверсифицировать же экономику в такой ситуации сложнее: дорогие отечественные товары вряд ли смогут успешно конкурировать на международном рынке.
Дмитрий Белоусов, эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:
- На первый взгляд может показаться, что изменения курсов мировых валют и политика Центробанка по отражению этих изменений на внутреннем рынке играют на руку самому ЦБ, поскольку позволяют, не творя ничего экстраординарного с реальным эффективным курсом, опустить доллар, что должно позволить сбить инфляцию, но при этом не увеличит импорт за счет роста курса евро.
На мой взгляд, это не так. Ослабление курса доллара, которое вслед за глобальными тенденциями поддерживает Центробанк, может оказать весьма негативное воздействие на экономику. Во-первых, такая политика приведет к снижению доходов экспортеров, которые выражены в долларах. А поскольку от доходов экспортеров по большей части зависит экономический рост, в результате можно говорить и о снижении темпов роста ВВП. Во-вторых, импорт. Не верны утверждения многих экспертов, что импорт у нас-де евровый. Существенная часть контрактов на импорт из Европы номинирована в долларах, и соотношение валют в реальном эффективном курсе не одинаково - вес доллара больше. Потому можно ожидать ускоренного роста импорта, например, машинооборудования, что повлечет за собой снижение роста в этой отрасли российской промышленности. В следующем году автоматическое отражение мировых валютных тенденций на внутренний рынок, которое сегодня проводит ЦБ, повлечет за собой еще больший рост импорта (уже инерционный), а также вызовет еще большее снижение доходов экспортеров, на которое, помимо всего прочего, окажет влияние и усиление налоговой нагрузки.