Эрозия вертикали

Тема недели
Москва, 24.01.2005
«Эксперт» №3 (450)
Редакционная статья

То, что реформа системы льгот вызовет народное возмущение, предположить было нетрудно. Ровно так же было бы в любой другой стране с глубокими традициями заботы государства о человеке. И не только в бывшей социалистической, но и во многих европейских. То, что эта реформа у нас будет организована плохо, тоже можно было ожидать. С чего бы это вдруг чиновники, не свершившие еще ни одной реформы, проведут эту, далеко не самую простую, с минимальными потерями.

Конечно, безответственность впечатляет. Зачем затевать все реформы одновременно? Почему нельзя составить план лет на пять и шаг за шагом ликвидировать льготы? Или почему нельзя было провести масштабное исследование по всей стране (потратив тысяч 300-500 долларов - тысяч, не миллионов!) и почти точно рассчитать, какие затраты на тот же транспорт несут люди, живущие в разных регионах и ведущие разный образ жизни? Почему нельзя было хотя бы (как вроде и планировалось) предоставить людям выбор - брать деньги или оставить льготу? Перечень может быть длинным, а ответ прост: ну да, это некомпетентность. Но положа руку на сердце, а мы в своих собственных компаниях, всегда ли мы проводим или видим хорошо подготовленные реформы?

У любой реформы есть долгоиграющие цели, не всегда озвученные. Подспудной целью этой реформы и частично тех, что должны были последовать за ней - реформы здравоохранения и образования, было перенесение ответственности за повседневную жизнь людей на места. Это нормально и логично. Решать, какие кому давать льготы, должны местные власти, а не федеральные. Заботиться о развитии систем здравоохранения и образования тоже должны регионалы, потому что эти системы определяют уровень жизни в данном месте, а не вообще по стране. Если не будет местной, региональной политики в социальной сфере, то сфера эта развиваться дальше, сверх того, что было создано в советские годы, не сможет.

Да, это сложная проблема - перенос ответственности на местный уровень власти. Никто не знает, как это сделать в одно мгновение. Но это не значит, что не надо вообще стартовать. Монетизация льгот была таким стартом - грубым, неподготовленным и некомпетентным стартом, но который все-таки заставил увидеть необходимость региональной политики. Мы сегодня уже наблюдаем рождение этой политики: одни регионы отказываются от монетизации, другие вводят единые проездные за свой счет, третьи ждут денег из федерального бюджета. Модели поведения сильно зависят от уровня обеспеченности регионов - а как же иначе? Надо, значит, заботиться об инвестиционной привлекательности региона, чтоб было за счет чего обеспечивать льготный поезд пенсионеров и бесплатные школы детям. Конечно, это все длинные процессы, но очень важно в реальности пощупать их сложность и актуальность. И сейчас мы наблюдаем, как это пытаются сделать и региональные, и федеральные власти.

Поэтому очень бы не хотелось, чтобы социальную реформу, испугавшись тяжелого старта, решали остановить совсем. Не надо, обжегшись на молоке, дуть на воду. Если мы хотим, чтобы наши дети

Новости партнеров

«Эксперт»
№3 (450) 24 января 2005
Монетизация льгот
Содержание:
Фальстарт

"Льготная" реформа оказалась из рук вон плохо продуманной и подготовленной. Мало-мальски эффективные механизмы замены льгот денежными компенсациями центру и региональным властям приходится отрабатывать в авральном режиме

Международный бизнес
Наука и технологии
Реклама