Нефть бьет по авиаторам

20 июня 2005, 00:00

Суммарные убытки мировой авиационной отрасли в 2005 году превысят 6 млрд долларов. Такой прогноз представил Джованни Бизиньяни, генеральный директор ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта). Основная причина - рост цен на топливо: если в 2004 году суммарные затраты авиакомпаний на топливо составили 61 млрд долларов, то в 2005-м они вырастут до 83 млрд долларов (расчет сделан, исходя из прогнозных 47 долларов за баррель нефти марки Brent). В результате на топливо приходится 22% суммарных затрат авиационной индустрии.

Рост цен на топливо фактически нивелирует всю ту экономию, которую компании получают за счет реструктуризации и сокращения издержек. Суммарные убытки авиакомпаний по всему миру прогнозируются ИАТА в 42 млрд долларов на 2001-2005 годы. Большая их часть приходится на американские предприятия: авиакомпании из стран Азии получат 2,6 млрд долларов чистой прибыли, а европейские - 1,4 млрд долларов.

Пытаясь приспособиться к новой реальности, авиакомпании стараются сократить издержки, находя новые ниши в пассажирских авиаперевозках. Вслед за сектором низкозатратных перевозок, успешно растущих в Европе (Ryanair, EasyJet и другие), США (Southwestern) и Азии (Air Deccan, Air Asia), появляются и авиакомпании, ориентированные на бизнес-пассажиров.

С сентября 2005 года на трансатлантическом направлении начнет работать британская авиакомпания Eos, которая будет перевозить пассажиров между Лондоном и американскими городами в салонах только бизнес-класса. Трансатлантические бизнес-пассажиры - основной источник традиционных авиакомпаний, оставшийся после того, как экономные пассажиры ушли в сектор низкобюджетных перевозок. Eos планирует занять свою долю рынка, предлагая тарифы на 25% ниже, чем у британских British Airways и Virgin Atlantic или американских American Airlines и United Airlines.