Авиапром взял высокую ноту

Екатерина Шохина
3 апреля 2006, 00:00

Ажиотажный спрос на кредитные ноты корпорации "Иркут" свидетельствует о высокой оценке инвесторами перспектив создания Объединенной авиастроительной корпорации

24 марта авиационная корпорация "Иркут" разместила дебютный выпуск кредитных нот (CLN) объемом 125 млн долларов. Процентная ставка по нотам составила 8,25% годовых, срок погашения -- три года. Инвесторы восприняли новые бумаги на ура: объем заявок более чем в пять раз превысил первоначальное предложение. В сделке приняли участие крупнейшие инвестиционные фонды и управляющие активами, работающие с российскими долговыми ценными бумагами, инвестиционные банки, а также клиенты банков, занимающихся частными вкладами. Более 47% выпуска досталось инвесторам из Великобритании, 21% -- инвесторам из России, oстальное разделили между собой инвесторы из Европы и Юго-Восточной Азии.

Ажиотажный спрос на облигации "Иркута" ошеломил инвестбанкиров и аналитиков, поскольку еще в ноябре никто не захотел ссудить этой корпорации 100 млн долларов на три года под 8,5% годовых. Тем более что дебютные кредитные ноты, в отличие от стандартных евробондов, допускают ограниченное раскрытие информации, не имеют рейтинга и листинга на западных биржах, что значительно сужает потенциальный круг инвесторов.

Основной причиной активной скупки бумаг "Иркута" стал подписанный в декабре прошлого года указ российского президента о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). По всей видимости, западные инвесторы поверили в амбициозные планы главы Минпромэнерго Виктора Христенко, который пророчит ОАК захват до 20% мирового авиарынка за счет пассажирских и транспортных самолетов. "Мы рассчитываем за десять лет увеличить объем авиастроительного бизнеса в России в три раза, с двух-двух с половиной миллиардов долларов до семи-восьми миллиардов", -- заявлял Виктор Христенко в начале марта.

Примечательно, что такой оптимизм разделяют и инвестиционные банкиры. "Объединение не только устранит ненужную конкуренцию между российскими компаниями, производящими сходную продукцию, но и увеличит потенциал сектора, -- считает аналитик инвестиционной компании Deutsche UFG Елена Сахнова. -- В итоге консолидация позволит российским компаниям конкурировать с зарубежными производителями, располагающими мощной производственной базой и значительными финансовыми ресурсами". При этом именно "Иркуту" в Объединенной авиастроительной корпорации отводится ключевая роль, поскольку главой ОАК станет крупнейший акционер "Иркута" Алексей Федоров, а доля "Иркута" в корпорации будет самой большой после государства -- до 20%, в то время как его вклад в совокупную выручку холдинга составит порядка 30%.

Важным обстоятельством, подогревшим спрос инвесторов на бумаги "Иркута", стала уверенность в их низкой рискованности. "'Иркут' становится практически государственной компанией, и все права требования по кредитам, которые ему были выданы, перейдут к Объединенной авиастроительной корпорации, -- говорит Елена Сахнова. -- В итоге к моменту погашения нот на руках у их держателей будет фактически квазисуверенный риск".

Привлекла инвесторов и достаточно высокая процентная ставка по займу -- многие аналитики пришли к выводу, что андеррайтер МДМ-банк продешевил. "Такой доходности при таком высоком уровне эмитента сейчас просто нет, -- говорит аналитик банка 'Союз' Павел Лукьянов. -- В последнее время на рынке CLN размещались либо бросовые компании типа 'Амтела', например, со ставкой девять процентов годовых, либо серьезные эмитенты типа Промсвязьбанка с доходностью семь с половиной процента. Очевидно, что компания 'Иркут' значительно ближе ко второй категории по основным производственным, технологическим и финансовым показателям, а также уровню открытости и качеству взаимодействия с инвесторами". С этими оценками согласны и другие аналитики. "АвтоВАЗ торгуется по ставке семь процентов годовых, в то время как у него и положение на рынке хуже, чем у 'Иркута', и финансовые показатели ниже, -- подтверждает Елена Сахнова. -- Очевидно, что долговые бумаги 'Иркута' могут приносить инвесторам сопоставимый доход".

Напомним, что рентабельность "Иркута" по итогам 2005 года составила 18% -- это один из самых высоких показателей во всей мировой авиастроительной индустрии. Что касается прозрачности и лояльности инвесторам, то и тут у "Иркута" все нормально. С 2002 года компания регулярно проводит размещения облигаций на внутреннем рынке. А весной 2004 года было проведено IPO "Иркута" на ММВБ и РТС.

Впрочем, в защиту андеррайтера необходимо отметить, что еще в ноябре прошлого года конкуренция на рынке облигаций с подобной процентной ставкой была достаточно активная, поэтому ожидать столь высокого спроса на бумаги "Иркута" было сложно. "Конъюнктура рынка стала более благоприятная для этого размещения - доходности ниже, чем были в конце ноября, -- отмечает Павел Лукьянов. -- К тому же сейчас инвесторы испытывают голод: ведь в ноябре займов подобного качества было значительно больше, достаточно вспомнить Евразхолдинг, разместившийся под 8,25 процента, или Россельхозбанк с аналогичной процентной ставкой". К тому же, признают специалисты, андеррайтер в этот раз серьезней подошел к привлечению инвесторов, в частности, презентации бумаг "Иркута" были организованы в Гонконге, Сингапуре и Лондоне.

В "Иркуте" говорят, что первое размещение CLN (до этого проходили лишь местные размещения) -- только начало большой программы заимствований. "Мы увидели значительный потенциал для наших будущих сделок, в частности для размещения еврооблигаций, которое может состояться в конце 2006-го -- первой половине 2007 года", -- говорит финансовый директор корпорации "Иркут" Дмитрий Елисеев.