Хук по индустрии попкорна

Книги
Москва, 25.12.2006
«Эксперт» №48 (542)
Нам грозит полное вырождение рынка культурных благ. Стоя на плечах нобелевских гигантов, Александр Долгин предлагает свой путь к спасению

Мир определенно сходит с ума. Куда ни кинь взгляд — везде копирайты. США. Захолустный городок, в который приехала выставка картин художников эпохи Ренессанса. Маленькая девочка достает из рюкзачка блокнотик и карандаш и начинает тихонько что-то себе перерисовывать. Суровый охранник кричит на ребенка: «Перестань! Копирайтед!» Другой сюжет из жизни: американские кинопроизводители против мобильных телефонов в кинотеатрах. Блокировать сотовую связь в кино, требуют они. Ну да, некрасиво как-то, вроде искусство, а в зале пищат рингтоны один звонче другого. Но у киномагнатов мотивация иная: зрители слишком часто пишут во время сеансов эсэмэски, отговаривая своих друзей приходить на показы провальных фильмов, — а это удар по индустрии, негодует Голливуд.

Два таких примера отлично легли бы в коллекцию Александра Долгина, известного отечественного идеолога «нового копирайта». Впрочем, не только идеолога, но и практика, а в будущем, может статься, — нашего Ричарда Столлмана (главный западный апологет «свободного программирования» и организатор Free Software Foundation) или Лоуренса Лессига (блестящий американский юрист и создатель свободной лицензии — копилефта). Александр Долгин — ученый, экономист, успешный предприниматель, на досуге склонный поразмышлять о кризисе в современной культуре с прагматично-экономической точки зрения. Результаты своих размышлений он изложил в 600-страничном труде «Экономика символического обмена». Это первая в России книга, вышедшая по лицензии «копилефт» Лессига: использовать текст можно в любых целях, включая коммерческие. Ограничение лишь одно — производный продукт должен распространяться по той же самой лицензии.

«Как можно мерить культуру рублем?» — возмутится иной читатель. Но он же сам делает это каждый день, выбирая, за что платить сегодня: за новый спектакль, свежий диск или последнюю кинопремьеру. И здесь наблюдения Долгина весьма апокалиптичны. «Грубый и прямолинейный язык денег пересиливает тонкие и витиеватые языки художественных практик», — сетует он уже во введении. «Меломанов разочаровывает начинка альбомов, в которых расчетливо отмерено по полтора хита, а остальное — балластный наполнитель, служащий лишь для оправдания цены», — продолжает он. Современные творцы работают как конвейер, словно белка в колесе, на износ. «Дарья Донцова не успевает читать собственные книжки», — шутят посетители книжных. Успешный рецепт любого фильма — блокбастер с бюджетом за сотню мильонов.

Долгин соглашается: производители культурных благ сумасшедшими темпами обновляют ассортимент, «чтобы предать забвению все, что было спето, продано и прослушано ранее». Продюсеров настораживает музыка, не схватываемая на лету, она должна быть простой настолько, чтобы узнаваться с первых трех нот. Потребители отвечают производителям тем же: музыка, когда-то пробуждавшая чувства и побуждавшая к ярким поступкам, все больше звучит фоном. В кино все громче хрустят попкорном и обмениваются эсэмэсками.

Главная причина упадка культуры, по Долгину, — тотал

У партнеров

    «Эксперт»
    №48 (542) 25 декабря 2006
    N48 (542) 25 декабря
    Содержание:
    Головоломка Мебиуса

    Аналитики в один голос утверждают: в ближайшие два-три года рубль будет укрепляться. Настаивать на противоположном может только человек, выживший из ума. Но может быть, у него есть на это основания

    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама