Выпускать не велено

12 февраля 2007, 00:00

На прошлой неделе Генпрокуратура предъявила новые обвинения Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву

Их обвиняют в хищении у государства акций ОАО «Восточная нефтяная компания», хищениях нефти у дочерних предприятий самого ЮКОСа на сумму 850 млрд рублей, легализации похищенного имущества и отмывании денег, вырученных от продажи «похищенной» нефти (всего, по мнению Генпрокуратуры, было легализовано 450 млрд рублей и 7,5 млрд долларов).

В Генпрокуратуре не уточняют, каким именно способом были похищены акции ВНК, объясняя это тем, что описание конкретных схем действий обвиняемых может повредить следствию. Юрий Шмидт, адвокат Михаила Ходорковского, также отказался детально говорить об этом эпизоде, сославшись на недостаток времени. Он лишь сказал, что «акции отчуждались временно и были возвращены государству». Не исключено, что обвинение в этой части опирается на приговор в отношении сотрудницы ЮКОСа Светланы Бахминой, которая весной прошлого года была осуждена за хищение имущества компании «Томскнефть-ВНК». В Генпрокуратуре не уточняют, связаны ли новые обвинения, предъявленные Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву, с делом Бахминой.

Что касается хищения нефти у дочерних компаний, здесь Генпрокуратура использует тот же материал, который ранее применялся для доказательства виновности Ходорковского и Лебедева в уклонении от уплаты налогов. Речь идет о минимизации налоговых платежей при помощи многократно описанной схемы с перепродажей нефти через внутренние офшоры. В официальном сообщении Генпрокуратуры по новым обвинениям эта схема описывается так: «Преступная группа завладела ею (нефтью. — “Эксперт”) обманным путем под видом так называемой скважинной жидкости, а затем перепродала ее конечным потребителям по цене выше себестоимости примерно в три-четыре раза через подконтрольные фирмы». Юрий Шмидт назвал это обвинение «безумным» и сказал «Эксперту», что указанная прокуратурой стоимость якобы похищенной нефти (850 млрд рублей) приблизительно в два раза превышает всю прибыль ЮКОСа за период с 1998-го по 2003 год (15 млрд долларов, по данным Шмидта) и сопоставима с капитализацией компании.

Статьи УК (160 и 174), по которым обвиняют Ходорковского и Лебедева, предусматривают большие сроки заключения: одна — до десяти, другая — до пятнадцати лет. Похоже, предъявляя новые обвинения, Генпрокуратура не просто стремится лишить бывших владельцев ЮКОСа шансов на условно-досрочное освобождение, но и оставить их в тюрьме очень надолго, если не навсегда.