Татаро-московские игры

Сразу после отказа Совета Федерации ратифицировать договор с Татарстаном в республике вовсю начал обсуждаться вопрос о преемнике Минтимера Шаймиева

Президент Татарстана Минтимер Шаймиев намерен добиваться ратификации договора с Россией о разделе полномочий. Этот документ был одобрен Госдумой 7 февраля. Двумя неделями позже Совет Федерации отказался его ратифицировать. Сенаторы во главе с Сергеем Мироновым заявили, что договор противоречит Конституции РФ и угрожает федеративным отношениям. Отклонить проект члены верхней палаты парламента решили несмотря на то, что правовое управление и комитеты СФ дали положительные заключения. Помимо этого документ получил визы Главного правового управления президента, МИДа, ФСБ, ФСО, а также президента России.

Отвергнутый документ составлен максимально политкорректно и не имеет почти ничего общего с первым Договором о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который был подписан в 1994 году как бессрочный и давал большую политическую и финансовую самостоятельность Татарстану.

В 2003 году, уже при президенте Путине, началась федеральная реформа, и этот документ был денонсирован. В качестве компенсации в закон было включено положение о необходимости нового договора, который должен был быть подписан в течение двух лет.

И вот теперь, хоть и с опозданием на два года, это положение выполняется. По сути нынешний документ — не более чем декларация. Он не затрагивает ключевых политических и финансовых вопросов. По большому счету, значимыми пунктами в нем являются лишь особый порядок выдачи республиканских паспортов (с вкладышами на татарском языке), требование свободного владения татарским языком для президента республики и формулировка, что Татарстан считает себя демократическим правовым государством.

Природу не обмануть

Комментируя решение сенаторов, президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил: «Договор абсолютно безупречен с правовой точки зрения, и голосование по договору было политизировано. Ведь мы фактически уже находимся в предвыборном политическом пространстве, предвыборная кампания уже началась». Дело в том, что Рафгат Алтынбаев — один из ближайших соратников спикера Совета Федерации, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова, — представлявший документ и рекомендовавший его отклонить, контролирует «эсеров» в Татарстане. В то же время в Госдуме единороссы во главе со спикером Борисом Грызловым поддержали договор и своего коллегу Шаймиева, который входит в высший совет партии.

Однако представлять отказ от ратификации договора как чисто партийное противостояние не стоит. Это подтверждают события 28 февраля. Когда президент Татарстана обращался к депутатам Госсовета с ежегодным посланием, целый ряд федеральных СМИ сообщил о грядущей отставке Шаймиева. Впоследствии все эти слухи были опровергнуты, но они ясно показывают, что схватка за кресло президента Татарстана уже началась.

Многие обратили внимание на то, что слухи о грядущей отставке Шаймиева совпали с визитом Нургалиева в республику

Шаймиеву совсем недавно исполнилось 70 лет. Таким образом, он стал одним из наиболее возрастных российских лидеров. Возрастных ограничений для пребывания у власти глав регионов сейчас не существует, в последнее время идут серьезные разговоры о введении такого лимита для госслужащих (чаще всего называют как раз 70 лет), но сегодня в законодательстве ничего подобного не оговаривается. Да и в 91-й статье конституции Республики Татарстан, определяющей требования к президенту, нет никаких возрастных ограничений.

Сам же Минтимер Шаймиев не стремится покинуть свой пост, заявляя о желании продолжить работу. Но, как отмечает завкафедрой политологии Казанского государственного университета профессор Мидхат Фарукшин, в принципе сейчас для объявления преемника Шаймиева наиболее подходящий момент и с точки зрения предвыборной кампании, и с учетом выборов в Госдуму. «Если это произойдет не в нынешнем году, то следующий благоприятный момент — накануне президентских выборов 2008 года. В конечном итоге все зависит от федерального центра. Шаймиев пока не хочет уходить, хотя никому не удавалось обмануть природу и рано или поздно ему это придется сделать», — говорит профессор.

В этой ситуации, как отмечает татарстанский политолог Владимир Беляев, договор о разграничении полномочий может стать предметом торга в переговорах по выбору преемника. По его словам, сам текст договора в данном случае может иметь большое значение. Дело в том, что президент Татарстана должен знать два языка — татарский и русский, а это, как говорит Беляев, автоматически отсекает половину населения республики от участия в выборах. Впрочем, никто из политологов не сомневается в том, что преемником Шаймиева будет татарин.

Преемники

По мнению большинства экспертов, сам Минтимер Шаймиев хотел бы видеть своим преемником мэра Казани Ильсура Метшина — молодого, подающего надежды политика, абсолютно лояльного нынешнему главе республики. В прошлом году не без участия Шаймиева состоялось назначение старшего брата Ильсура Метшина, Айдара, на пост главы Нижнекамского района — наиболее динамично развивающегося муниципального образования в республике. Это — показатель усиления клана Метшиных и благосклонности к нему президента. Единственный серьезный недостаток Ильсура Метшина для патриархального Татарстана — молодость: ему всего 38 лет.

Другой возможный кандидат — спикер Государственного совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин. Он также лоялен Шаймиеву, но не пользуется поддержкой со стороны федеральных властей. «Правящему клану необходимо сохранить статус-кво. Для этого надо поставить у власти своего человека. Это в первую очередь тот, кто сейчас работает в республике, потому что те, чье мнение хоть немного отличалось от мнения Шаймиева, давно уехали оттуда», — отмечает Владимир Беляев. Но, как заметил профессор Фарукшин, «местный политик не устроит Москву — этим человеком, конечно, будет управлять Шаймиев».

Решение сенаторов отклонить договор стало лакмусовой бумажкой для проверки степени влияния Шаймиева в Москве, ведь этот документ, по сути, должен был стать определенным итогом его правления. Как оказалось, доверие к Шаймиеву не столь велико, как ему бы хотелось, а значит, очень возможно, что в Москве будут выбирать президента Татарстана исходя прежде всего из собственных интересов. И здесь определяющим фактором становится лояльность федеральному центру и стремление встроиться в вертикаль власти.

 pic_text1 Фото: photoxpress.ru
Фото: photoxpress.ru

В качестве такого кандидата часто называют полпреда президента на Дальнем Востоке, а до недавнего времени мэра Казани Камиля Исхакова. Он имел значительное влияние в республике, неплохо управлял Казанью, но не ладил с Шаймиевым. В итоге их конфликт и стремление Шаймиева поставить во главе республиканской столицы своего человека способствовали карьерному росту Исхакова, который стал федеральным политиком. Доверие Кремля, несвязанность с кланом Шаймиева, влияние внутри республики и опыт федерального чиновника высокого уровня делают его весьма перспективной фигурой в борьбе за место главы Татарстана. К тому же наблюдатели отмечают, что Исхаков, несмотря на весьма сложную ситуацию в подведомственном ему регионе (арест мэра Владивостока, ставший результатом его противостояния с губернатором), все последние недели находился в Москве. Многие считают, что в столице он решает проблемы не столько Дальнего Востока, сколько Татарстана.

Наиболее спорная кандидатура — Рафгат Алтынбаев. Он не замечен в играх с суверенитетом Татарстана, находится в давних контрах с Шаймиевым, но пользуется большим доверием Сергея Миронова. Сделав ставку на Алтынбаева, федеральные власти продемонстрируют полный разрыв с командой Шаймиева, со всем лояльным ему бизнесом. Поэтому совершенно очевидно, что команда Шаймиева будет активно раскручивать участие Алтынбаева в провале договора о разграничении полномочий в Совете Федерации, представляя его противником суверенитета Татарстана. Это приведет к жесткому неприятию Алтынбаева и Москвы националистическими и исламистскими организациями. Радикализация маргиналов, пока ведущих себя тихо, накануне думских выборов едва ли нужна федеральной власти.

Наиболее же реальным преемником нынешнего президента Татарстана политологи чаще всего называют главу МВД России Рашида Нургалиева. Многие, в частности, обратили внимание на то, что слухи о грядущей отставке Шаймиева совпали с визитом Нургалиева в республику. Как отметил Мидхат Фарукшин, «для Татарстана наилучшей кандидатурой является Нургалиев — это новый человек, спокойный, уравновешенный. Он не будет стремиться отомстить кому-то, припоминая прежние обиды». Впрочем, Нургалиев — один ключевых федеральных министров, и вопрос о его переводе в Татарстан очевидно выходит за рамки республиканской политики. Уход Нургалиева с поста министра внутренних дел будет означать серьезное изменение баланса сил между основными группами в окружении Путина, что особенно значимо в свете предвыборного периода. Впрочем, как заметил нам источник в администрации президента, «возможно, нынешние слухи — зондирование почвы, а сценарий с переходом Нургалиева в Татарстан будет реализован уже после 2008 года».

Казань—Самара