Несколько шагов от насморка до онкологии

ОАО «Фармстандарт», лидер розничных продаж коммерческого рынка лекарственных средств, начало собирать активы для продвижения на рынки ДЛО и больниц

В СМИ просочилась информация, что ОАО «Фармстандарт», крупнейший отечественный производитель лекарств, готовится купить небольшую фармацевтическую фирму «Мир-Фарм», расположенную в Обнинске Калужской области. Так было истолковано сообщение ФАС о том, что рассматривается ходатайство «Фармстандарта» о получении предварительного согласия на приобретение 100% акций кипрской компании, владеющей ЗАО «Мир-Фарм». В самом «Фармстандарте» уверяют, что даже о возможности подобной сделки пока говорить рано: не существует ни одного документа, свидетельствующего о том, что были сделаны хотя бы первые шаги к ее заключению. Просто юристы компании решили прощупать почву.

Однако прощупывание почвы — тоже своего рода симптом. По всей видимости, компания «Фармстандарт» намерена продолжить стратегию, сделавшую ее единственным представителем российской фармацевтики в десятке лидеров коммерческого рынка лекарств. Для этого она нацеливается на продвижение в другие сектора фармацевтического рынка — больничный и рынок государственных программ в области здравоохранения. Аналитики в один голос уверяют, что своим нынешним положением в рейтингах «Фармстандарт» обязан удачному выбору объекта поглощения в прошлом году: осенью 2006 года компания приобрела фирму «Мастерлек», продвигавшую на рынок лекарство арбидол для лечения и профилактики простудных заболеваний. Арбидол лидирует в продажах готовых лекарственных средств, оставив позади аналогичный терафлю и даже виагру. А в портфеле ЗАО «Мир-Фарм» есть позиции с хорошим рыночным потенциалом, в том числе инновационные, предназначенные для лечения тяжелых заболеваний, которые могут быть востребованы госпиталями.

От чего отказались американцы

Свои нынешние очертания «Фармстандарт» приобрел в 2003 году, когда инвестиционная компания Millhouse Capital Management, управляющая активами Романа Абрамовича и его партнеров, выкупила у американской ICN Pharmaceuticals ее российские активы, состоящие из пяти производственных единиц, а также сетей аптек и распространения, за 55 млн долларов. Новое приобретение было присоединено к ООО «Биовит», в которое входили два фармацевтических завода в Уфе и Нижнем Новгороде. Название «Фармстандарт» было закреплено за всем фармацевтическим бизнесом Millhouse Capital Management в 2006 году. В компанию входят четыре фармацевтических завода, Тюменский завод медицинского оборудования, логистический комплекс.

Производство, купленное у американцев, не было передовым ни технологически, ни по ассортименту. В свое время ICN решила приобрести несколько заводов в России, выпускающих самый простой набор препаратов вроде аскорбиновой кислоты. Американцы полагали, что на малоплатежеспособном рынке и это пойдет, стоит лишь завернуть лекарство в красивую бумажку и продвигать через собственные аптеки. Они даже не потратились на приведение производственных мощностей к стандарту GMP (good manufacturing practice), это пришлось делать уже новым владельцам. Между тем оказалось, что завоевание российского рынка лекарств требует гораздо больших усилий. Для ICN приоритетным все же был рынок развитых стран, в сотни раз превосходящий по объему российский. Правда, кое-какое ценное наследство американцы все же оставили: несколько успешно брендированных дженериков (неоригинальных препаратов), например пенталгин и коделак, и западную манеру распространения продукции через представителей компании, что в России на тот момент было в новинку.

Команда менеджеров «Фармстандарта» повела себя решительно. Сразу же избавилась от аптечной сети ICN, чтобы сосредоточиться на главном — развитии производства. Продолжила агрессивный брендинг и маркетинг, сконцентрировавшись на марках с высокой маржинальностью. «Мы эти четыре года наблюдали активный рост брендовой составляющей в выпуске “Фармстандарта”, комбинирующего интенсивный рост, то есть развитие собственных брендов, и экстенсивный — привлечение в свой портфель брендов других производителей», — оценивает работу коллег гендиректор компании «Нижфарм» Дмитрий Ефимов. «Они очень грамотно, формируя портфель брендов, проводят стратегию снятия сливок», — подтверждает Давид Мелик-Гусейнов, ведущий аналитик маркетингового агентства «Фармэксперт». При этом, замечает Александр Кузин, гендиректор агентства DSM, компания может предлагать свои бренды на 5–10% дешевле импортных аналогов.

«Фармстандарт» отказался от совсем уж плохоньких и не соответствующих профилю компании производственных площадок. Так, в 2004 году закрылся завод «Полифарм» в Челябинске. В 2005 году был продан завод «Марбиофарм»: его основной продукцией являются субстанции, что противоречит стратегии компании по концентрации на производстве готовых лекарственных средств. В 2006 году с питерского «Октября» производство перенесено на мощности, где тот же ассортимент можно выпускать с большей рентабельностью. Правда, на этом фоне непонятно, зачем компании нужен купленный в 2005 году завод медтехники в Тюмени, но, по крайней мере, он лидер на своем рынке — парового стерилизационного оборудования.

Общий объем инвестиций в развитие и модернизацию производства в 2004–2006 годах превысил 1,6 млрд рублей. Компания получила несколько линий европейского стандарта GMP, а также освоила новые виды продукции: спреи, шипучие таблетки. Виктория Соколова, аналитик агентства RMBC, полагает, что достигнутый компанией уровень диверсификации производства, присутствие в ее портфеле разных лекарственных групп и форм дают ей существенное конкурентное преимущество перед отечественными игроками, большинство из которых узкоспециализированные.

Занялись в «Фармстандарте» и реорганизацией логистики. Система, приобретенная у ICN, представляла собой большое число складов, разбросанных по предприятиям по всей стране. Это увеличивало издержки по доставке и усложняло формирование заказа. После того как в 2005 году был введен в действие новый централизованный складской комплекс в Долгопрудном под Москвой, затраты на логистику снизились.

Подтверждение капитализации

В итоге получилась компания на выданье, ее уже не стыдно было вывести на IPO. Последний штрих был добавлен осенью 2006 года c приобретением за 146 млн долларов компании «Мастерлек», в портфеле которой находился арбидол. Это оригинальный препарат, реализовавший наработки российской школы иммунологии и вирусологии, которая, по словам специалистов, достаточно сильна, чтобы конкурировать с мировыми лидерами фармакологии. В первой половине 2006 года препарат стал сверхпопулярным в России.

В мае 2007 года компания «Фармстандарт» произвела первичное размещение акций. Она продала 40% акций и выручила за них 880 млн долларов, распределенных потом среди акционеров. Таким образом, рынок оценил «Фармстандарт» в 2,2 млрд долларов. Это оказалось выше прогнозов аналитиков, сопоставлявших показатели «Фармстандарта» с аналогами, на 0,3–0,7 млрд долларов. «Инвесторы положительно оценили перспективы роста российского фармацевтического рынка. В России потребление лекарств в расчете на одного человека в три-четыре раза меньше, чем в развитых странах. Соответственно, и рост рынка здесь 20–30 процентов, а там — пять-шесть», — замечает Кирилл Таченников, аналитик БД «Открытие». Но, скорее всего, положительная оценка стратегии компании также имела место. Объем продаж в 2006 году вырос почти на 59% по сравнению с 2005 годом и достиг 8,523 млрд рублей, а чистая прибыль — почти на 100% до 2,036 млрд рублей.

Однако теперь компании все время придется доказывать свое право на высокую капитализацию, в частности, правильно выстраивая слияния и поглощения. ЗАО «Мир-Фарм» в этом плане подходящий объект. Пусть фирма невелика, всего 15–16 млн долларов оборота, но она демонстрирует хорошие темпы роста. В 2006-м ее продажи увеличились в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. В портфеле фирмы есть несколько крепких брендов, предназначенных для определенной ниши — гинекологии. Плюсом является еще и то, что часть препаратов предназначена для лечения тяжелых заболеваний, в том числе онкологических. Это позволит «Фармстандарту», сделавшему участие в государственных программах элементом стратегии, укрепиться не только в коммерческом сегменте рынка. Рынок государственных программ на фоне происходящих реформ в системе охраны здоровья в России выглядит перспективным. Первый масштабный шаг в этом направлении «Фармстандарт» сделал в 2006 году, приступив к промышленному выпуску генно-инженерного человеческого инсулина. Мощности компании по его производству составляют 7,7 млн при потребности РФ 5,9 млн единиц.