Связующее звено

25 февраля 2008, 00:00

Рынок связи Подмосковья в ближайшие два года ждут серьезные перемены. Это вызвано реорганизацией бизнеса, которую проводит «Центртелеком» — самый крупный оператор фиксированной связи в Московской области и ЦФО в целом, предоставляющий услуги связи более 1,5 млн жителей Подмосковья. О планах компании «Эксперту» рассказал гендиректор «Центртелекома» Ваагн Мартиросян

Совместный проект журнала «Эксперт», Среднерусского банка Сбербанка России и ОАО «Центртелеком»

— Московскую область называют одним из самых перспективных регионов для развития телекоммуникационного рынка. Вы разделяете это мнение?

— Рынок телекоммуникаций в Московской области развивается стремительно, и это связано с общей динамикой роста экономики региона. В Подмосковье, с одной стороны, активно развивается промышленность, производство, а с другой — строится много жилья. И как корпоративные заказчики, так и частные лица хотят пользоваться самыми современными и качественными услугами связи.

— До недавнего времени «Центртелеком» был фактически монополистом на подмосковном телекоммуникационном рынке. Но сейчас сюда приходят и другие крупные операторы, в том числе и фиксированной связи. Насколько сильна конкуренция в регионе?

— То, что с развитием рынка обостряется и конкуренция, — абсолютно закономерный процесс. Близость к Москве, значительный платежеспособный спрос на услуги со стороны населения и бизнес-клиентов, бурные темпы роста формируют более чем привлекательные условия работы для множества операторов связи. Поэтому в Московской области активно развиваются телекоммуникационные сети, открываются новые офисы обслуживания клиентов и продаж. Но мы считаем, что конкуренция — это хорошо. Она дает всем участникам рынка дополнительный импульс для развития, а пользователям предоставляет больше возможности выбора провайдеров. Для «Центртелекома» же это не только стимул для динамичной работы в традиционных для нас сегментах рынка, но и перспектива расширения бизнеса в секторе B2B: с прошлого года мы активно развиваемся как «оператор для операторов». Сегодня многие наши вчерашние конкуренты стали надежными партнерами компании.

— Какие услуги связи, на ваш взгляд, наиболее востребованы в Подмосковье?

— Сектор так называемых новых телекоммуникационных услуг сегодня активно развивается во всех регионах России. Центральный федеральный округ, в том числе и Московская область, не исключение. Со стороны частных лиц, например, особенно велик спрос на услуги высокоскоростного доступа в интернет на основе новых технологий, таких как DSL, Ethernet. По нашим оценкам, не менее востребованы будут и сервисы IP TV, запуск которых мы планируем летом 2008 года. Для бизнеса наиболее актуальны комплексные телекоммуникационные решения, которые учитывают индивидуальные потребности клиентов. Но лидируют здесь создание виртуальных частных сетей VPN и услуги высокоскоростной передачи данных. Кроме того, мы ожидаем существенного повышения спроса на услуги видеоконференцсвязи.

— Многие критикуют Московскую область за то, что в регионе продолжают работать устаревшие телефонные станции. Ситуация действительно тревожная?

— Услуги фиксированной связи по-прежнему сохраняют свою значимость. Количество поступающих нам заявок на установку традиционных телефонов в Подмосковье варьируется год от года незначительно, что подтверждает этот факт, несмотря на замечания скептиков о приближающемся замещении фиксированной связи мобильной. У каждого вида услуг есть свои преимущества, хотя о недостатках тоже нельзя забывать. Если же говорить о технологической базе «Центртелекома» в Московской области, то мы постоянно работаем над совершенствованием нашей инфраструктуры связи, внедрением новых технологий, заменой морально устаревающего оборудования на новые станции. Эта работа требует вложения значительных ресурсов — как финансовых, так и человеческих. Но мы планируем к 2009 году полностью ликвидировать очередь на установку телефонов, обеспечить большинство жителей Подмосковья возможностью выбора тарифных планов оплаты наших услуг и самым широким набором современных сервисов связи.

— То есть ситуация меняется в лучшую сторону?

— Сейчас в нашем московском филиале завершается процесс существенной реорганизации бизнеса. Мы реформировали саму систему организации работы, сделав приоритетным направлением маркетинг, который теперь определяет необходимость развития сети и обоснованность соответствующих инвестиций. Таким образом нам удалось сосредоточиться на реальных потребностях клиентов — и населения, и корпоративных абонентов. Также мы заканчиваем реорганизацию системы продаж и обслуживания пользователей, расширяем систему оплаты услуг, работаем над предоставлением интегральных телекоммуникационных решений для мультирегиональных бизнес-структур с центральным офисом в Москве и производственными единицами в субъектах ЦФО. Заказы на организацию подобных систем связи уже есть в нашем портфеле, ведь клиенту всегда удобнее получать разнообразные услуги и оплачивать единый счет провайдера во всех регионах, чем работать с разрозненными операторами.

— Как насчет планов внедрения других видов услуг связи в регионе?

— Мы очень активно развиваем услуги широкополосного доступа в интернет под брендом «Домолинк»: сейчас у нас в Подмосковье насчитывается более 65 тысяч абонентов, и в текущем году мы собираемся увеличить их число до 165 тысяч человек. Здесь мы, можно сказать, совершаем настоящий рывок: в день подключаем 500–600 абонентов. Это — первые результаты программы повышения эффективности нашей компании в регионе, о которой мы говорили.

— Высокоскоростной доступ в интернет, как известно, дает возможность предоставлять еще ряд дополнительных услуг. Какие у вас планы в этом отношении?

— Совершенно верно, та же технология «DSL 2+», которую мы развиваем, обеспечивает скорость передачи данных до 25 мегабит в секунду. Эта и другие технологии, которые мы используем при развитии сети (FTTH, G-PON и так далее), позволят нам уже в текущем году приступить к предоставлению услуг triple-play: голосовая связь, доступ в интернет, а также IP-телевидение. Как я уже говорил, коммерческое вещание до 60 телевизионных каналов для наших абонентов мы планируем начать летом нынешнего года. Многие наши абоненты уже пользуются и другими услугами мультисервисных сетей связи — такими, как обеспечение безопасности жилья, сигнализация, наблюдение за домами и так далее. Думаю, что в этом году количество таких клиентов «Центртелекома» также значительно возрастет.

— Как быть с развитием инфраструктуры для реализации всех этих планов?

— В конце 2007 года мы завершили строительство и сегодня заканчиваем тестирование 10-гигабитной мультисервисной сети передачи данных «Центртелекома». Она связала все телекоммуникационные системы наших филиалов в единое целое. Таким образом, мы сформировали более чем современное телекоммуникационное пространство, равного которому нет ни у одного провайдера услуг связи в ЦФО. Запуск сети позволит нам не только повысить скорость передачи данных и обеспечить максимальную защищенность информации наших пользователей, но и проводить более гибкую тарифную политику. А в течение ближайших трех лет мы планируем войти с оптоволоконной сетью в каждое муниципальное административное образование Московской области. Это будет самая разветвленная сеть в Центральном федеральном округе.

— На таких крупных операторов связи, как ваша компания, государством возложена еще и важная социальная задача. Что сейчас включает в себя этот род деятельности «Центртелекома»?

— В прошлом году мы обеспечили высокоскоростным доступом в интернет все школы Центрального федерального округа. Это была сложная, трудоемкая, но и очень важная для компании работа в рамках нацпроекта «Образование». По нашему мнению, обеспечение каждого школьника доступом во всемирную сеть — залог формирования информационного будущего нашей страны. Мы также активно внедряем механизм универсальной услуги в регионах центра России, телефонизируя все населенные пункты ЦФО через установку более 54тыс. универсальных таксофонов.

— В последнее время активно обсуждается тема перевода телефонных номеров в коде 495, принадлежащих подмосковным абонентам, в другой код. Какова ситуация на данный момент?

— Программа перевода телефонов абонентов «Центртелекома», проживающих в ближнем Подмосковье, из кода 495 в код 498 действительно существует и реализуется в полном соответствии с действующим российским отраслевым законодательством. При этом звонки абонентов из Подмосковья в Москву тарифицируются как междугородные. Сегодня обсуждается возможность объединения Москвы и Московского региона в единую зону и соответствующего изменения тарификации. Но, к сожалению, до тех пор пока в регулирующие документы не будут внесены необходимые поправки, звонки так и останутся платными. В Министерстве информационных технологий и связи РФ по этому вопросу создана специальная рабочая группа, мы принимаем активное участие в ее деятельности. И я думаю, что в течение нынешнего года результаты этой работы будут вынесены на рассмотрение правительства РФ для принятия соответствующих решений. Сам же процесс перевода абонентов из кода в код для пользователей услуг ничего принципиально не меняет.

— С какими трудностями вы сталкиваетесь при развитии услуг связи в Подмосковье?

— Острый вопрос — землеотвод. Зачастую этот процесс очень забюрократизирован, а урегулирование взаимоотношений по вопросам прокладки средств инфраструктуры с каждым мелким собственником земли отнимает много сил, времени и других ресурсов. Также нам очень мешает отсутствие единых строительных норм, которые можно было бы закладывать под будущее развитие услуг при возведении жилья. Сегодня прокладка телекоммуникационных кабелей и другой инфраструктуры зачастую не предусмотрена в строительной документации не только старых, но и новых домов. А это значит, что людям в таком жилье затруднительно предоставлять современные услуги связи.

— Каковы ближайшие планы вашей компании?

— Как я уже говорил, в наших ближайших планах — развивать услуги не только в Подмосковье, но и в Москве. Сегмент организации мультирегиональных сетей связи для наших клиентов с территориально-распределенной структурой для нас не нов. Но к работе с компаниями, чьи центральные офисы расположены на территории Москвы, мы приступили лишь в прошлом году. При этом я уже подчеркивал, что сегодня в нашей работе потребности клиента определяют осуществление необходимых инвестиций. Мы готовы к реализации проектов любой сложности, к вложению всех необходимых ресурсов в создание для пользователей единого защищенного информационного пространства. И я уверен, что бизнес оценит наши возможности по достоинству. В связи с этим мы видим перспективу в том, чтобы предоставлять услуги связи не только в регионах ЦФО и Московской области, но и в самой Москве.

 vrez_picture_1

Константин Кравченко, и. о. заместителя генерального директора — директора Московского филиала ОАО «Центртелеком»:

— Телекоммуникационные услуги в регионе сейчас востребованы, в области люди хотят получать услуги связи московского качества. Для преодоления некоторого отставания Московского региона от областного центра участникам рынка связи, в том числе и нашей компании, нужно совершить большой шаг. Большие шаги, как известно, всегда трудно делать, но они всегда приводят к значимым результатам. Что касается трудностей развития телекоммуникационных услуг в Московской области, хотелось бы отметить сложный вопрос взаимодействия с органами местной власти. С правительством Московской области мы сейчас готовим подписание крупного соглашения. А вот с органами самоуправления в районах мы не всегда находим взаимопонимание. В отдельных районах региона появляются мелкие «карманные» компании — они, может быть, и способны решить локальные задачи, но комплексные вопросы предоставления услуг связи им часто не под силу. Мы ни в коем случае не боимся конкуренции, но хотим, чтобы эта конкуренция шла на равных правах с другими компаниями.