Немецкий энергетический гигант E.On решил добровольно избавиться от принадлежащих ему транспортных сетей — к удивлению властей Германии. О планах продажи высоковольтных энергосетей, принадлежащих E.On, заявил председатель совета директоров компании Вульф Бернотат.
По словам Бернотата, поводом для решения послужил разговор с комиссаром ЕС по вопросам конкуренции Нели Крус. Та якобы пообещала не запускать процедуру антимонопольного расследования против E.On, если компания добровольно откажется от энергосетей. Второй причиной решения Бернотата стала оценка объема инвестиций, необходимых компании для приведения сетей в соответствие с нынешними запросами рынка. По подсчетам E.On, на модернизацию высоковольтных линий концерну потребуется 2 млрд евро, вернуть которые при нынешнем жестком регулировании цен за продажу транспортных мощностей третьим компаниям представляется сложным.
По мнению Бернотата, отказаться от своих сетей должны и остальные три энергогиганта, работающие на территории ФРГ: RWE, EnBW и Vattenfall. В общей сложности четыре концерна управляют на территории Германии 35 600 километрами ЛЭП, стоимость транспортировки электроэнергии составляет сегодня 31% в конечной цене электроэнергии, это лишь на 1 процентный пункт меньше, чем расходы на производство электроэнергии (еще 37% цены составляют налоги).
Согласно идее главы E.On, сети этих компаний стоит преобразовать в гипотетическое акционерное общество Netz AG (АО «Сеть») и передать частным инвесторам. Разделение производства и транспортировки электроэнергии уже было осуществлено в ряде европейских стран. Немецкие власти, однако, не приветствуют инициативу главы E.On. Канцлер Ангела Меркель заявила, что выступление Бернотата ослабит позицию Берлина на переговорах в Брюсселе. Ранее власти ФРГ последовательно отстаивали право немецких концернов оперировать как собственными электростанциями, так и транспортными сетями. Немецкие власти опасаются, что не смогут найти частного инвестора, готового приобрести сети, — и, стало быть, покупать имущество концернов придется государству.
Франкфурт-на-Майне