Революция для Уолл-стрит

Александр Кокшаров
6 апреля 2008, 00:00

Американские власти планируют провести самую серьезную за последние 70 лет реформу регулирования финансовой системы. Цель — ликвидировать последствия финансового кризиса и удержать лидерство Нью-Йорка как мирового финансового центра

Министр финансов США Генри Полсон намерен провести радикальную реформу регулирования американской финансовой системы. «Наш нынешний регулятивный режим полностью фокусируется на том, что происходит выше поверхности, на уровне ветвей деревьев. В то же время угрозы стабильности рынкам исходят из-под земли, с уровня корней деревьев» — такое сравнение привел Полсон, представляя в Вашингтоне свою программу.

Документ под названием «Программа регулятивной реформы» излагается на 218 страницах. Любопытно, что американский минфин заказал ее разработчикам за два месяца до начала проблем на рынках капитала в июле прошлого года.

Авторы программы считают, что существующие правила финансового регулирования неадекватны современным реалиям. По мнению Полсона, бывшего главы инвестбанка Goldman Sachs, система регулирования банков, брокерских контор и страховых компаний устарела. Федеральная резервная система должна получить полномочия, которые позволят ей вмешиваться в деятельность финансовой системы в широком смысле, а не только в работу банков. «Мы должны создать структуры, приспособленные для сегодняшнего мира. Которые будут более гибкими и смогут проще адаптироваться к переменам. Которые позволят нам эффективнее реагировать на неизбежные проблемы на рынках. Которые, наконец, лучше защитят инвесторов и потребителей», — заявил о программе реформ Полсон.

Американский минфин, впрочем, признает, что революционные для финансовой системы перемены будут осуществляться на «протяжении многих лет» и потребуют одобрения законодателей. Для администрации Джорджа Буша практически нереально провести программу реформ через конгресс в предвыборный год, поэтому заканчивать реформы будет скорее всего уже не Полсон, а другой министр финансов, возможно даже из демократической администрации.

ФРС везде

Согласно новым планам, ФРС будет осуществлять надзор над другими финансовыми институтами — от хедж-фондов до страховых компаний. Она получит право устанавливать правила работы для этих финансовых институтов, а также вмешиваться в случае возникновения кризисных ситуаций. Кроме того, она разделит финансирование кредитных рынков на два сегмента — стандартное и экстренное. Что должно помогать предупреждать дефициты ликвидности и предотвращать панику.

По новым правилам ФРС будет собирать информацию от коммерческих и инвестиционных банков, страховых компаний, хедж-фондов, компаний прямых частных инвестиций (private equity) и сырьевых трейдеров. Эти полномочия позволят американскому центробанку «двигаться в любом направлении, чтобы сохранить финансовую стабильность». Таким образом, ФРС станет «регулятором финансовой стабильности», получив невероятный для государственного органа карт-бланш.

Комиссия по ценным бумагам и рынкам (SEC), традиционно выступавшая в качестве регулятора банков на Уолл-стрит, будет слита с комиссией по торговле сырьевыми фьючерсами (CFTC). По мнению американского минфина, функции этих комиссий пересекаются, поэтому слияние упростит регулятивную систему. Чрезмерное управление, по мнению Полсона, мешает конкурентоспособности США на мировых финансовых рынках.

Среди других предложений — создать специальную комиссию, чтобы установить более жесткие правила для компаний, работающих на ипотечном рынке. Ведь нынешний финансовый кризис, который стоил мировой финансовой системе уже более чем 230 млрд долларов, начался именно из-за расслабленной практики выдачи в США ипотечных кредитов.

Мечта Уолл-стрит

«Программа реформ — претворение мечты для Уолл-стрит. Она была предложена и пролоббирована Уолл-стрит, чтобы упростить регулирование финансового сектора», — заявил в интервью Bloomberg Майкл Гринбергер, профессор экономики Университета Мериленда и бывший глава CFTC. В пользу этой версии говорит и то, что сам Полсон выходец с Уолл-стрит, поэтому многие ожидали от него попытки действовать в интересах ведущих компаний финансового сектора. Известно также, что еще в прошлом году лоббистские структуры оказывали серьезное давление на администрацию Буша, настаивая на упрощении финансового регулирования.

Так, лоббистская ассоциация банков Уолл-стрит Sifma еще в ноябре прошлого года рекомендовала слияние SEC и CFTC. При этом регулятивный подход нового органа должен был основываться на «принципах» (как у последней), а не на «правилах», как у первой. Основанный на «принципах» подход используется в финансовом регулировании, например, в Британии, где нет жестко прописанных правил, в отличие от США, где после 2001 года финансовое регулирование было ужесточено. По мнению большинства экономистов, более гибкий «принципиальный» подход стал одним из ключевых факторов, позволивших Лондону в прошлом году обойти Нью-Йорк в качестве ведущего финансового центра.

Показательно, что с таким же предложением к американскому минфину обратилась и Ассоциация управляющих фондов (MFA), лоббисткая группа американских хедж-фондов. Она призвала властей строить отношения между регуляторами и компаниями «на сотрудничестве, а не конфликте». Хедж-фонды настаивают, чтобы правила для регулирования отрасли определялись ассоциацией хедж-фондов, а не навязывались властями. То, как прописаны предложения программы Полсона в отношении хедж-фондов, показывает, что его департамент будет пытаться достичь именно этой цели.

Против Полсона

Хотя минфин США включил в свою программу реформ практически все предложения лоббистских групп, представляющих интересы финансового сектора, он решил проигнорировать предложения Федерации потребителей США (CFA). Она настаивала, чтобы процесс регулирования стал более независимым от институтов, которые выступают объектом регулирования, таким образом защищая потребителей от ошибок банков и прочих финансовых компаний. Но вместо этого план реформы предусматривает упрощение создания или изменения правил для организаций саморегулирования сектора, таких как Finra (Бюро регулирования финансовой отрасли), без получения одобрения от SEC.

Саморегулирование будет разрешено и во многих других сферах. Так, финансовые советники, которые сейчас подчинены надзору SEC, смогут самостоятельно регулировать свою деятельность в будущем, как сегодня это делают брокеры.

Сам министр финансов Полсон заявил, что реформа требуется для создания «сильной финансовой системы для работающих американцев». Однако многие в Вашингтоне и по всей стране восприняли его слова с долей скепсиса. По мнению целого ряда влиятельных обозревателей, министр не действует во благо всего общества, а под предлогом необходимости погасить последствия кризиса банально лоббирует интересы Уолл-стрит.

Впрочем, жесткая общественная реакция может похоронить программу реформ в том виде, в каком она предложена сейчас. Особенно если в ноябре 2008 года американцы выберут президента от Демократической партии.

Лондон