Сети ушли в себя

Анастасия Матвеева
29 сентября 2008, 00:00

Текущая деятельность большинства розничных сетей не пострадала от финансового кризиса. Однако специалисты считают, что его последствия будут видны через четыре-пять месяцев

Продажи остаются на прежнем уровне или даже растут — это характерно как для продуктовой, так и для непродуктовой розницы. «Нет ни падения спроса, ни падения объемов продаж. Кризиса потребления мы не наблюдаем!» — заявили в компании «М.видео». То же самое говорят в «Техносиле», а также в опрошенных нами аптечных сетях. Об увеличении продаж в сентябре сообщают даже автодилеры. «В любом случае продажи выше, чем в августе», — говорит Игорь Пономарев, председатель совета директоров ГК Genser. В ГК «Рольф» рост контрактования в сентябре относительно июля составляет 33%. «В целом можно сказать, что рынок розничных продаж сейчас живет и действует “отдельно” от кризиса, поскольку обусловлен прежде всего потоками наличных денег», — считает Вардан Даштоян, главный исполнительный директор розничного департамента компании. В ГК «Автомир» полагают, что кризис радикально не изменит нынешнего спроса на рынке иномарок, а всего лишь чуть снизит его рост в 2008–2009 годах по сравнению с прогнозируемыми ранее 25–35%.

Однако почти все уверены, что кризис еще не закончился. «Мы считаем, — говорит Максим Гольдберг, главный исполнительный директор сети “Копейка”, — что активная фаза кризиса (то, что происходит сейчас) будет длиться полгода и еще год уйдет на восстановление». Так что многие отрицательные последствия кризиса всего лишь отложены. «В нашем бизнесе после катаклизмов присутствует лаг в три—пять месяцев, — говорит Игорь Пономарев из Genser. — Сейчас банки перестали кредитовать бизнес — предлагаемые ставки выше 25 процентов я тоже рассматриваю как отказ в кредитовании, — и не все дилеры смогут выполнить свои обязательства перед производителями по выкупу автомобилей. А это может привести к сокращению поставок автомобилей в Россию». «Произошел рост процентных ставок по кредитам, хотя ситуация по банкам очень неоднородная. Есть банки, которые или не повышали стоимости кредитов, или повысили ее минимально. Некоторые банки, по нашему мнению, повысили ставки адекватно рыночной ситуации, а некоторые заявили об очень сильном повышении», — рассказывает Василий Пташинский, финансовый директор «Автомира».

Сети с более быстрым оборотом на условия кредитования своего бизнеса пока не жалуются, но первые тревожные сигналы уже заметили. Так, в продовольственной сети «Дикси» сообщили, что в середине сентября была задержка выплаты купонов по облигациям сети на один день, притом что компания заранее перевела деньги своему платежному агенту (последний сослался на технический сбой в системе РКЦ ЦБ РФ). В сети гипермаркетов «Лента» рассказали о необычном запросе от одного из банков — на повышение маржи. «Очевидно, что у некоторых банков может возникнуть желание воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить доходность по кредитным инструментам. Такая стратегия весьма недальновидна в плане построения долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Впрочем, в нашем случае подавляющее большинство банков это понимает», — сказал финансовый директор «Ленты» Кирилл Панюшкин.

По словам Антона Титова, владельца компании «Обувь России», в регионах вызывают панику списки надежных банков, публикуемые в СМИ. Банки боятся этих списков, считая, что такая информация подстегнет вкладчиков и партнеров к выводу вкладов, приостановке операций и усугубляет кризис доверия. В результате, несмотря на то что с ликвидностью у них все в порядке, они перестают кредитовать и «сидят» на деньгах, чтобы в случае массовой паники рассчитаться с клиентами. Эта нервозность возвращается к рознице. «Если финансовый кризис будет развиваться дальше, то из-за недостатка ликвидности может посыпаться потребительское кредитование, что скажется на среднем потребителе. Можно ожидать снижения спроса на крупные вещи, такие как плазменные телевизоры, холодильники», — считают в компании «Техносила».

Самое болезненное, что причинит кризис практически всем сетям, — это пересмотр планов развития. Как сообщили в «Техносиле», девелоперы уже открыто заявляют о переносе сроков начала строительства новых или ввода в действие уже строящихся объектов из-за нехватки долгосрочных инвестиционных ресурсов. То же самое констатируют автодилеры. «Налицо тот факт, что инвестиции стали менее доступными, а это скажется на замедлении темпов развития рынка в будущем», — сказали в «Рольфе». По их расчетам, для того чтобы сохранить нынешние темпы роста рынка, автодилерам необходимо 30,3 млрд долларов инвестиций на строительство 1,5 тыс. автоцентров, из них 13,7 млрд (45%) предстоит брать в кредит. «Приходится пересматривать свои инвестиционные планы в горизонте трех—пяти лет, так как длинные деньги на строительство новых автоцентров привлечь крайне сложно», — говорит Тимофей Марцынкевич, финансовый директор холдинга «Атлант-М».

Впрочем, некоторые последствия кризиса наши респонденты оценивают для себя как положительные. «Замораживание инвестпрограмм девелоперами и другими бизнесами должно привести к снижению стоимости земельных участков и строительства», — считает Игорь Пономарев. «Мне кажется, что этот кризис вскроет давно накопившиеся болячки нашего бизнеса, такие, например, как перегретые цены на недвижимость», — вторит ему Владислав Егоров, председатель совета директоров сети универсамов АБК.

В подготовке статьи принимали участие Елена Борисова и Алексей Грамматчиков