Сети ушли в себя

Тема недели
Москва, 29.09.2008
«Эксперт» №38 (627)
Текущая деятельность большинства розничных сетей не пострадала от финансового кризиса. Однако специалисты считают, что его последствия будут видны через четыре-пять месяцев

Продажи остаются на прежнем уровне или даже растут — это характерно как для продуктовой, так и для непродуктовой розницы. «Нет ни падения спроса, ни падения объемов продаж. Кризиса потребления мы не наблюдаем!» — заявили в компании «М.видео». То же самое говорят в «Техносиле», а также в опрошенных нами аптечных сетях. Об увеличении продаж в сентябре сообщают даже автодилеры. «В любом случае продажи выше, чем в августе», — говорит Игорь Пономарев, председатель совета директоров ГК Genser. В ГК «Рольф» рост контрактования в сентябре относительно июля составляет 33%. «В целом можно сказать, что рынок розничных продаж сейчас живет и действует “отдельно” от кризиса, поскольку обусловлен прежде всего потоками наличных денег», — считает Вардан Даштоян, главный исполнительный директор розничного департамента компании. В ГК «Автомир» полагают, что кризис радикально не изменит нынешнего спроса на рынке иномарок, а всего лишь чуть снизит его рост в 2008–2009 годах по сравнению с прогнозируемыми ранее 25–35%.

Однако почти все уверены, что кризис еще не закончился. «Мы считаем, — говорит Максим Гольдберг, главный исполнительный директор сети “Копейка”, — что активная фаза кризиса (то, что происходит сейчас) будет длиться полгода и еще год уйдет на восстановление». Так что многие отрицательные последствия кризиса всего лишь отложены. «В нашем бизнесе после катаклизмов присутствует лаг в три—пять месяцев, — говорит Игорь Пономарев из Genser. — Сейчас банки перестали кредитовать бизнес — предлагаемые ставки выше 25 процентов я тоже рассматриваю как отказ в кредитовании, — и не все дилеры смогут выполнить свои обязательства перед производителями по выкупу автомобилей. А это может привести к сокращению поставок автомобилей в Россию». «Произошел рост процентных ставок по кредитам, хотя ситуация по банкам очень неоднородная. Есть банки, которые или не повышали стоимости кредитов, или повысили ее минимально. Некоторые банки, по нашему мнению, повысили ставки адекватно рыночной ситуации, а некоторые заявили об очень сильном повышении», — рассказывает Василий Пташинский, финансовый директор «Автомира».

Сети с более быстрым оборотом на условия кредитования своего бизнеса пока не жалуются, но первые тревожные сигналы уже заметили. Так, в продовольственной сети «Дикси» сообщили, что в середине сентября была задержка выплаты купонов по облигациям сети на один день, притом что компания заранее перевела деньги своему платежному агенту (последний сослался на технический сбой в системе РКЦ ЦБ РФ). В сети гипермаркетов «Лента» рассказали о необычном запросе от одного из банков — на повышение маржи. «Очевидно, что у некоторых банков может возникнуть желание воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить доходность по кредитным инструментам. Такая стратегия весьма недальновидна в плане построения долгосрочных взаимоотношений с клиентами. Впрочем, в нашем случае подавляющее большинство банков это понимает», — сказал финансовый директор «Ленты» Кирилл Панюшкин.

По словам Антона Титова,

Новости партнеров

«Эксперт»
№38 (627) 29 сентября 2008
Кризис
Содержание:
Второе дно бесплатно

Проблемы в российской экономике только начинаются, уверены предприниматели

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама