Три в одном

Мария Кингисепп
12 июля 2010, 00:00

Александринский театр Санкт-Петербурга начал строительство нового театрально-культурного комплекса во дворах на Фонтанке. Через полтора года здесь будет экспериментальная театральная площадка, медиацентр и высшая школа

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин трогательно называет будущий комплекс «наш новый дом» и не скрывает своего удовлетворения. Весьма амбициозный проект разрабатывался несколько лет, и вот наконец этим летом началась его реализация.

Генеральная строительная корпорация занимается возведением двух новых корпусов и реконструкцией третьего. От бывшего склада Александринки из темного кирпича оставят лишь несущие стены, которые начинят всевозможными техническими новинками, а внутри поместят экспериментальную сцену. Для столь непростого проекта срок исполнения — конец 2011 года — кажется рекордным. Фронт работ широк и непрост.

Сооружение чего-либо в историческом центре Петербурга, как известно, означает дотошное согласование каждой мелочи с комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Средств на будущий объект нужно вначале добиваться, затем дожидаться. А это 763 млн рублей из федерального бюджета на здания и сооружения и порядка 600 млн на техническое оснащение. Городских денег в проекте не задействовано, зато петербургские власти помогли с землей.

Подрядчики произвели оценку состояния зданий, которые непосредственно прилегают к стройплощадке. Под существующий фундамент старого кирпичного здания закачали специальную укрепляющую смесь. Производится перенос действующих в микрорайоне коммуникаций. Использовать во всех процессах должны только щадящие технологии, которые уже успешно опробованы при строительстве других объектов в центре Петербурга (подрядчик занимается также возведением новой сцены Мариинского театра). Работы ведутся в полном соответствии со всеми приличествующими случаю нормами и правилами. Например, шпунты — опорные сваи — «вдавливают» в грунт либо действуют методом мягкого бесшумного погружения. Строительство ведется и c учетом корректного слияния старого и нового стилей в архитектуре, и с соблюдением действующего в городе регламента высотных ограничений. Предполагается, что комплекс будет максимально естественно и ненавязчиво вписанным в городскую среду объектом современного и эргономичного дизайна. По задумке архитекторов должен получиться оригинальный «квартал в квартале». Судя по чертежам и проектному дизайну, сооружение более всего будет напоминать новую сцену «Мастерской Петра Фоменко» в Москве, где со стороны набережной театр вполне гармонирует со сверкающим ансамблем «Москва-Сити», а с другой стороны не так уж резко противоречит сталинской архитектуре Кутузовского проспекта.

В Петербурге новый театрально-культурный комплекс в трех корпусах будет возведен между Вагановкой и Фонтанкой. Попасть в него можно будет как с площади Островского, так и с набережной.

В том корпусе, что реконструируют из бывшего склада, возникнет театральное пространство. Помимо широких лестниц и просторных фойе со сквозным, с улицы, светом там будет зрительный зал площадью 700 кв. метров, рассчитанный максимум на 300 мест. Будет и сцена-трансформер, планшет которой можно менять по воле режиссера, и репетиционные помещения площадью 271 и 544 кв. метра.

Суть проекта — в его новаторстве. И главное здесь — появление именно медиацентра современных театральных технологий и коммуникаций. Фокин уверен: подобный центр есть решение насущной проблемы. В то время как в столице и в крупных городах процветают всевозможные нововведения, в регионах «люди буквально задыхаются от отсутствия адекватного современного культурного общения», а театральные деятели и зрители практически лишены возможности полноценного взаимодействия с искусством.

Наконец, в новостройке задумана собственная, совершенно особенная высшая театральная школа. Здесь можно будет получить диплом драматурга — заведующего литературной частью, а также специалиста по театральному свету, звуку или управлению. Важные, но почему-то «уходящие» театральные профессии. Между тем световики и звуковики непосредственно вовлечены в ежедневный производственный процесс, а завлиты призваны формировать творческий портфель театра и определять его репертуарное лицо. Именно в студиях медиацентра будет происходить практический процесс обучения и повышения квалификации в непосредственной работе со светом, звуком и виртуальными показами. Здесь же будут рождаться новые постановки специально для интернет-вещания, в формате онлайн-фестиваля «Театральная паутина», который несколько лет любовно восстанавливает старые записи спектаклей, а также самостоятельно снимает и показывает миллионам пользователей сети лучшие образцы театральной продукции.

Так что дело тут не просто в еще одной театральной площадке. Для Александринки приоритет в том, что начато строительство такого театрального центра, аналога которому не найти. И если в 1970-х лучшие режиссерские умы жадно осваивали новый для себя жанр телеспектакля, то сегодня у зрелых мастеров появится шанс «отдаться» интернету. А молодые получат не просто очередное место для поиска себя, но и бесценное право на ошибку. Ведь не ошибается только тот, кто ничего не делает.