АвтоВАЗ переосмыслил классику

Русский бизнес
Москва, 29.08.2011
«Эксперт» №34 (767)
Представленные на «Интеравто» модели призваны спасти крупнейшего российского автопроизводителя от падения продаж. Новинки имеют все шансы стать бестселлерами, правда, их появление может перетянуть потенциальных покупателей старых вазовских моделей

Фото: Алексей Грамматчиков

АвтоВАЗ стал главным ньюсмейкером очередной выставки «Интеравто», на которой ежегодно представляют свою продукцию изготовители автокомпонентов и запчастей, а также отечественные автопроизводители (правда, в этом году АвтоВАЗ был единственным их представителем). Широкой публике были проде-монстрированы давно ожидаемые вазовские модели, главная из них — лоу-костер Lada Granta, призванная спасти российский автогигант от падения продаж и придать предприятию новый импульс развития.

Еще одной сенсацией выставки стало объявление о подписании АвтоВАЗом контракта с дизайнером Стивом Маттином, 17 лет проработавшим в Mercedes-Benz и четыре года — в Volvo. Маттин станет главным идеологом российского предприятия и разработчиком нового образа вазовских машин.

Жизнь после утилизации

Нынешнее положение АвтоВАЗа можно назвать тревожным. Да, финансовые показатели неплохие: согласно официальному отчету, по итогам первого полугодия компания получила прибыль по РСБУ более 2 млрд рублей. На «Интеравто» глава предприятия Игорь Комаров заявил, что всего по итогам текущего года компания планирует получить более 3,5 млрд рублей прибыли. Это в 1,7 раза больше, чем годом ранее, и гораздо лучше, чем в позапрошлом году — 2009‑й АвтоВАЗ закончил с убытком в 38,5 млрд рублей.

Достичь положительных финансовых показателей АвтоВАЗу помогла государственная программа утилизации старых машин: до последнего времени каждый второй автомобиль компании продавался по сертификату, полученному в рамках этой программы. По итогам прошлого года продажи предприятия подскочили на 48% (до 517 тыс. единиц). Но утилизационная программа завершается: последние машины будут проданы в октябре. Поползли вниз и продажи АвтоВАЗа: по итогам июля впервые за посткризисный период реализация снизилась на 3% (до 50,5 тыс. штук); очевидно, что в ближайшие месяцы тенденция сохранится. Руководство автозавода надеется, что падение не будет драматическим и составит порядка 20%. «Мы понимаем, что с окончанием утилизационной программы пойдут вниз и наши продажи, — признал на пресс-конференции на “Интеравто” Игорь Комаров. — По нашим подсчетам, если в середине года мы в месяц продавали более 50 тысяч автомобилей, то в декабре продажи снизятся до 40 тысяч машин».

Дешево и не сердито

Ранее руководство АвтоВАЗа заявляло, что смягчить падение продаж после закрытия утилизационной программы должны готовящиеся новые модели. Главные надежды возлагаются на представленную на выставке Lada Granta, или ВАЗ-2190. Это, пожалуй, самый оперативный проект российского автопрома. Так, продаваемая сейчас «Калина» зрела к серийному производству чуть не десять лет, решение же о создании Granta было принято весной 2009 года. И уже через год, в мае 2010-го, готовую серийную машину торжественно показали руководству страны: во время съезда Союза машиностроителей России в Тольятти модель опробовал премьер Владимир Путин. Правда, тогда не обошлось без конфуза: из-за сломанного замка глава правительства никак не мог открыть багажник, а позже ему не

У партнеров

    «Эксперт»
    №34 (767) 29 августа 2011
    Стратегия-2020
    Содержание:
    Не хватает класса

    Промежуточный вариант «Стратегии-2020» показал, что российское интеллектуальное сообщество не в состоянии разработать политически действенную программу

    Экономика и финансы
    Частные инвестиции
    Реклама