Россия вступила в борьбу за туриста

Спецвыпуск
Москва, 03.10.2011
«Эксперт» №39 (772)
У отечественной туротрасли появляется шанс на активное развитие. Необходимое условие — деятельное государственно-частное партнерство

Фото: Андрей Финтисов/ Agency.Photographer.ru

Инвестировать в туризм России — очень сложная задача. Могу привести пример одной хорошей базы на Соловках: для того, чтобы ее окупить, хозяевам, по их подсчетам, понадобится 125 лет. Существующий поток туристов не всегда покрывает даже ежемесячные расходы на содержание объекта. Наша компания в итоге решила строить базу на Сейшелах. Вложили полтора миллиона долларов, проект окупился через три года, сейчас продолжаем его развивать, наращивать. Мыслей строить что-то в России пока нет — найти здесь проект с подобными экономическими показателями невозможно», — говорит Виктор Пепелин, директор туристической компании, входящей в ГК «Экспедиция» и работающей в сегменте охоты и рыбалки.

Туристическая отрасль в России сегодня действительно развита очень слабо. Ее доля в ВВП составляет чуть больше 1%, тогда как в развитых туристических странах этот показатель достигает 15–20%. На мировом рынке туризма российский сегмент занимает не более 3%, хотя потенциал его чрезвычайно высок: по данным международной организации «Всемирный экономический форум», в мировом рейтинге конкурентоспособности стран в турсекторе Россия по природным богатствам занимает пятое место, а по количеству культурных ценностей — девятое. Это означает, что при должном развитии туристического сектора наша страна вполне может войти в первую десятку самых привлекательных для туристов направлений.

Пока же страна в самом начале этого пути. Инвестиционная привлекательность отрасли очень мала — окупаемость туристических проектов может составлять десятки лет. За туриста приходится конкурировать с большим количеством стран, предлагающих продукт с гораздо лучшим соотношением цены и качества. Одним из инструментов, способных обеспечить отрасли прорыв, эксперты называют федеральную целевую программу (ФЦП) «О развитии въездного и внутреннего туризма в РФ до 2018 года», принятую в минувшем июле. В рамках этой программы государство готово выделить 96 млрд рублей на софинансирование ряда туристических кластеров по всей территории страны. Объем государственного (федерального плюс регионального) финансирования составит около трети всех инвестиций в проекты (это покроет затраты на создание инфраструктуры), а значит, общий объем инвестиций в российский туристический сектор в ближайшие годы превысит 300 млрд рублей, не считая вложений в развитие туризма на Северном Кавказе и в постолимпийском Сочи (подробнее о проектах на Кавказе см. "Горячая точка на карте туризма"). Подобных финансовых потоков туристическая отрасль еще не знала.

Точки роста

Состояние туристической отрасли сильно отличается от региона к региону. Традиционно развиты в туристическом отношении Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край с его курортами, маршрут «Золотое кольцо». В последние годы активно набирают темпы роста и другие регионы — Байкал и Прибайкалье (как со стороны Иркутска, так и в Бурятии), Алтай, Северо-Запад (Тверь, Вологда, Великий Новгород и другие города новгородской земли — «Серебряное кольцо»), Казань, Калининградская област

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (772) 3 октября 2011
    Предвыборная кампания
    Содержание:
    Поменять ставку

    Возвращаясь в Кремль, Владимир Путин совершает рискованный поступок. Ему придется организовать русское экономическое чудо с опорой на новые слои — предпринимателей и средний класс. Что повлечет за собой и глубокие политические изменения

    Международный бизнес
    Политика
    На улице Правды
    Реклама