О знакомой судьбе полимеров
Болотная площадь всех удивила, многих обрадовала — и породила несметное множество надежд, почти не породив опасений. Мало в чём согласные друг с другом люди чуть не дословно совпали в полных надежды тирадах о пробудившемся обществе, о гражданах, возвращающихся в политику, и прочих звучных вещах. Кто-то прямо говорил, что мы-де проснулись в другой стране; кто-то, не решаясь на столь сильные выводы, говорил, что появился прекрасный шанс на быстрое продвижение. Прошло полтора месяца и — и что? Страна, кажется, всё-таки та же самая, да и с продвижением выявились серьёзные проблемы. Волна ушла в песок, не вынесши на берег ничего существенного.
Нет, «болотно-сахаровское» движение живо (точнее говоря, ожило после новогодних каникул): только на нынешней неделе оно породило сразу две структуры. Во-первых, создана Лига избирателей, которая собирается заниматься координацией работы наблюдателей на выборах, «снятием завесы анонимности членов избиркомов», организацией и проведением акций и т. п. Один из учредителей, писатель Быков, полагает, что на базе Лиги может возникнуть некая партия «политически активных граждан»; другой учредитель, телевизионщик Парфёнов, полагает, что лучше бы такая партия не возникала. Во-вторых, учреждена оппозиционная коалиция Гражданское движение России, которая, как объявлено, призвана служить аналитическим центром, а равно и площадкой для согласования позиций между участвующими в протестном движении левыми, либералами и националистами. Обе новые структуры старательно повторяют, что это ни в коем случае не раскол, — что, похоже, говорит само за себя. Но дело не только в том, что кони с трепетными ланями долго в одной упряжке не ходят. Дело скорее в том, куда все они хотят идти сами и намерены звать других.
Чего на самом деле хотели люди на Болотной и на проспекте Сахарова, вопрос открытый, но организаторы этих митингов склоняются к требованиям, которые я бы назвал метаполитическими: не о том, как должна быть устроена жизнь в стране, а о том, как должно быть устроено устраивание жизни. Временный президент, временный парламент, масштабная политическая реформа, перевыборы — вот примерно так. У такого подхода есть прямые резоны. Перемены в организации власти со временем наверняка скажутся в реальной жизни, а без таких перемен серьёзные сдвиги в реальной жизни куда менее вероятны. Да и непосредственным поводом к митингам были всё-таки фальсификации на думских выборах, а не что-либо иное. Так что: требуйте невозможного! даёшь временного президента! — и так далее. Несколько кандидатов в президенты уже поддержали идею, обязавшись, в случае победы, провести политическую реформу и досрочно уйти. И всё получается необыкновенно складно — за одним небольшим исключением. Публика, мне кажется, утрачивает интерес к процессу — и если власть на очередном своём ходе не сделает грубой ошибки, всё стихнет.
№3 (786)
23 января 2012 - 29 января 2012 В номере: Тема недели Повестка дня- Коротко
- Предвыборная жертва
- Банкротство фотопленки
- Спекуляция стратегического назначения
- Агентства против еврозоны
- Долго и счастливо
- Просто и понятно
- Типично нефтяной бизнес
- Кто спасет уральский никель
- Ну очень мобильный поезд
- Воздушный бой гигантов
- Офисный рынок пошел вразнос