Об одарённых — альтернативно

Разное
Москва, 06.02.2012
«Эксперт» №5 (788)

Минобр представил проект документа с таким названием: «Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодёжи в общенациональную систему» — образец аккуратно распланированного распила бюджетных средств. Нет, я не обвиняю авторов в намерении что-либо украсть. Но если люди начинают с указания на нехватку ресурсов, отводимых на «создание условий для реализации одарённости», а продолжают — и заканчивают! — длинным списком чиновничьих структур, которые надо создать для поиска и поддержки талантов, следует понимать, что они готовят именно распил — абсолютно законный, но немногим менее губительный для дела, чем тупые откаты.

И не в том главная беда, что изрядную долю скудных ресурсов сожрёт «достойная зарплата» очередных чиновников, а в том, что в бумаге почти нет иного содержания, кроме создания бюрократических структур да гомерических порций учёта и контроля. Казалось бы, зачем так скрупулёзно и многоэтажно — вплоть до создания «Национальной информационно-аналитической системы» — учитывать и переучитывать талантливых детей и молодых учёных? Да очень понятно зачем: предлагаемая в бумаге система не должна приносить никаких осязаемых плодов, кроме отчётов о распределении денег. От федерального фонда к региональным, от региональных — ещё куда-то, гранты такие, гранты сякие, сегодня, завтра и всегда. Значит, чтобы производить не слишком кислое впечатление, отчитываться за эту неуловимую работу надо не одними нудными платёжками, но и гордыми бумагами с грифом, например, «Национального реестра олимпиад». И начальство, увидев, как всё солидно устроено, похвалит и наградит.

Содержательные моменты в бумаге — например: ввести в курсы «Психология» и «Педагогика» в педвузах раздел «Одарённые (талантливые) дети» — скудны. Авторы не скрывают причин такой скудости: нет опыта, не развиты механизмы. Нет у нас «в образовательных организациях системной работы по выявлению и поддержке одарённых (талантливых) детей»… Так вот, это, вежливо говоря, неправда. Такая работа у нас есть, причём по любым меркам успешная, и ведётся она уже без малого полвека. С тех пор как великие учёные Колмогоров и Гельфанд собрали талантливых ребят в первые «особые» школы, опыт воистину элитного образования у нас в стране ни на день не прерывался.

Больше того, носители этого опыта прямо предлагают на его основе не решать, а решить задачу, которой посвящена нынешняя минобровская бумага. Группа, в которую вошли академик Хохлов, чл.-корр. РАО Абрамов, директора знаменитых школ Мильграм и Овчинников и другие опытнейшие люди, в 2009 году разработала и представила по начальству «Колмогоровский проект» (КП), рассказывающий, как использовать и воспроизводить потенциал, накопленный в уникальных школах Москвы, Петербурга и Новосибирска. И этот проект кардинально отличается от «концепции интеграции» — буквально во всём.

В отличие от чиновников авторы КП предлагают опираться не на новые чиновничьи мурьи, а на лидеров, на лучших. Проект начинается не с чистого листа, а с

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (788) 6 февраля 2012
Борьба с офшорами
Содержание:
Третья древнейшая

Налоговая экономия — далеко не главный мотив использования офшоров в деловом обороте. Иностранные юрисдикции позволяют лучше защищать собственность и гибче структурировать сделки. Вывод денег из крупных компаний с использованием офшоров тоже распространен. Однако фронтальная антиофшорная кампания контрпродуктивна. Куда актуальнее усилить акционерный контроль в госкомпаниях, госкорпорациях и госбанках

Частные инвестиции
На улице Правды
Реклама