Искусство уехало в Китай

Юлия Виноградова
26 марта 2012, 00:00

В голландском Маастрихте прошла The European Fine Art Fair (TEFAF), крупнейшая в мире и наиболее уважаемая европейская ярмарка старого искусства

Фото Harry Heuts
Королева Нидерландов Беатрикс — посетитель ярмарки TEFAF

Цифры, фиксирующие статистику этого ежегодного события, говорят сами за себя: более 200 ведущих галерей из 18 стран мира, десятки тысяч предметов антиквариата на общую сумму более миллиарда долларов, около 70 тысяч посетителей за десять дней работы ярмарки, часть из которых прилетала на 330 частных самолетах, совершивших посадку в аэропорту Маастрихта. К тому же в этом году TEFAF отмечает серебряный юбилей — ровно 25 лет назад голландские антиквары приняли решение о проведении ежегодной ярмарки, которой удалось стать главным международным событием в календаре любого коллекционера.

Важнейшее из искусств

Огромное пространство выставочного центра MECC похоже одновременно на город (здесь есть свои улицы и площади, кафе, клумбы, полиция и скорая помощь) и шахматную доску, на которой расстановка фигур играет не последнюю роль. Старейшие именитые галереи занимают обширные стенды в центральной зоне. А каждый из трех равноценных разделов ярмарки — старая живопись, декоративно-прикладное искусство и XX век — имеет своих безусловных лидеров.

Но лидерами на TEFAF все-таки традиционно остаются старые мастера, с которых ярмарка и начиналась четверть века назад. Именно уникальные работы старых мастеров в свое время обеспечили славу молодой ярмарке и из года в год способствовали росту ее авторитета.

Цены на живописные работы первых имен здесь редко опускаются ниже полумиллиона евро. Так и в этом году у ведущих дилеров лондонской галереи Richard Green на стенде висят хрестоматийный натюрморт голландца Виллема Класа Хеды за 1,9 млн евро и типичная жанровая сценка с игроками в триктрак Давида Тенирса Младшего за миллион. Их голландские конкуренты De Jonckheere традиционно разыскали несколько работ Питера Брейгеля Младшего, важнейшая из которых оценивается в 5,5 млн евро. У French & Co. в первый же день работы ярмарки ушел за 4 млн евро типичный фруктово-овощной портрет Арчимбольдо, а легендарные лондонские антиквары Bernheimer-Colnaghi предлагали замечательную «Богоматерь» Лукаса Кранаха Старшего за 1,8 млн. Высоко ценятся и эскизные работы с важным историческим контекстом. К примеру, такие, как 20-сантиметровый эскиз Антониса ван Дейка к большому живописному портрету короля Чарльза I и королевы Генриетты, который галерея Agnew’s продавала за 1,2 млн евро.

Шестисоткилограммовую «Лежащую фигуру» Генри Мура продавали за 27 миллионов евро expert_795_081.jpg Фото Harry Heuts
Шестисоткилограммовую «Лежащую фигуру» Генри Мура продавали за 27 миллионов евро
Фото Harry Heuts

Впрочем, часто дело вовсе не в истории или древности, ведь избранная живопись XIX века, выставленная в этом же разделе, стоит не меньше. Одно из произведений, попавшее в топ-лист ярмарки, зимний пейзаж Густава Курбе, оценено в 7 млн евро у галереи French & Co. А на стенде мад­рид­ской Caylus блистал портрет баронессы Вахамар кисти Гойи. Как рассказали на стенде галереи, работа любопытна тем, что через несколько лет после написания портрета баронесса получила орден и попросила художника переписать полотно, от чего Гойя, конечно, отказался. Ленту и орден пририсовал современник Гойи художник Мариано Сальвадор Маэлья, а необычный портрет атрибутировали сразу двум авторам и оценили в 2,2 млн. Встречаются и другие забавные курьезы, оцененные, впрочем, в немалые суммы. Так, галерея Sanct Lucas просила 750 тыс. евро за крошечное масло Питера Брейгеля Младшего под названием «Писающий под Луной» — содержание забавной сценки соответствует названию.

Высокие цены полностью оправдывают регулярные и уверенные продажи, которые не скрывают сами антиквары, и неугасающий интерес коллекционеров в этом сегменте рынка. Раздел старых мастеров самый консервативный, но и самый стабильный. Несмотря на цены, спекуляции здесь практически невозможны в отличие от рынка современного искусства, во время кризиса этот сектор пострадал меньше всего, а за последние пару лет значительно набрал вес. Согласно исследованию компании Arts Economics и авторитетного портала Artnet, в 2011 году на аукционах было продано работ старых мастеров на сумму 2,3 млрд евро, что на 21% больше продаж пикового 2007 года. Сегодня на долю этого сектора приходится около 22% всего мирового рынка искусства. Нидерланды, где проходит ярмарка, несмотря на многовековые традиции, конечно, уступают по объемам продаж старых мастеров США, Великобритании и Китаю, на их долю приходится всего 0,5% объема этого рынка, но ярмарка в Маастрихте вносит немалый вклад.

Осовременилась

Сектор декоративно-прикладного искусства появился на ярмарке почти сразу, а вот галереи, занимающиеся эпохой модернизма и современным искусством, буквально пробивали себе дорогу на TEFAF. Консервативная ярмарка долго не хотела считаться с тенденциями рынка, но сегодня здесь нередко встречаются произведения, созданные буквально вчера, и раздел XX века по объемам ничуть не уступает старым мастерам. А по ценам и вовсе его превосходит — восьмизначные цифры тут не редкость. Взять хоть телесные исследования культового Фрэнсиса Бэкона в галерее Marlborough за 11,5 млн евро или полутораметровую и шестисоткилограммовую «Лежащую фигуру» Генри Мура за 27 млн у Landau.

При этом, согласно последним исследованиям рынка, лидером остается не contemporary art, а модернизм. На его долю приходится 53% объема аукционных продаж по количеству и 59% по цене. После резкого падения в 2009 году сегодня этот рынок вернулся к докризисным показателям: объем его продаж только на аукционах в 2011 году составил 5,7 млрд евро.

Работы модернистов и современных художников все прочнее обосновываются в стенах TEFAF expert_795_082.jpg Фото Harry Heuts
Работы модернистов и современных художников все прочнее обосновываются в стенах TEFAF
Фото Harry Heuts

Цены нынешней ярмарки даже на первые имена можно назвать умеренными: лондонская Dickinson предлагала «Собирателей картофеля» Ван Гога за 4 млн евро, а в Blau висела работа Кирхнера за 3,9 млн. Скульптура Джакометти в Henze & Kettere стояла за 9 млн, а многочисленные поздние портреты Пикассо на разных стендах в оценках колебались от 2,5 до 5 млн. Но это учитывая отсутствие в Маастрихте настоящих и редких по качеству шедевров.

Последнее обстоятельство относится и к разделу импрессионистов — их на ярмарке заметно поубавилось по сравнению с прошлыми годами. Отчасти это компенсируется современным искусством, рынок которого буквально обвалился в 2009-м, тогда как сегодня даже превзошел пиковый для этого раздела 2008 год. Об этом говорят и общие объемы продаж (955 млн евро в 2011 году), и последние аукционы, и тот факт, что, например, на той же TEFAF современная живопись появилась, кажется, у каждой третьей галереи, занимающейся классическим декоративно-прикладным искусством. Еще несколько лет назад в такой эклектичной стилистике формировал свои экспозиции разве что бельгиец Аксель Верворд. Сегодня этим никого не удивишь — современное искусство пользуется спросом, а классический антиквариат от того только выигрывает, оправдывая высокие цены.

В топах декоративно-прикладной секции значились огромная резная английская рама первой половины XVIII века, в которую когда-то был вставлен портрет принца Уэльского, и редчайшая китайская селадоновая ваза XIV века. Раму продали почти по цене скульптуры за 2,8 млн долларов, а ваза ушла за 3,2 млн евро.

Кстати, китайского искусства в этом году на TEFAF очень много, а сам Китай стал темой для обсуждения как самый перспективный и быстрорастущий рынок предметов искусства. Согласно исследованиям, страна — абсолютный лидер по результатам продаж 2011 года и обошла США и Великобританию. На ее долю пришлось 30% всех продаж, а рост только в 2010 году составил 177%.

Коллекционировать бюджетно

Несмотря на статусность и обилие работ-миллионников путь на TEFAF коллекционерам, готовым платить за произведения искусства не более 100 тыс. евро, всегда открыт. Даже за эти скромные по меркам ярмарки деньги здесь можно найти массу впечатляющих работ на любой вкус. В разделе старых мастеров это будут либо небольшие, но вполне добротные работы художников второго ряда, либо печатная графика первых мастеров. В галерее de Boer жанровая сценка с курильщиком трубки Давида Тенирса обойдется в 100 тыс. евро, а у Rumbler можно купить гравюры Дюрера (40–70 тыс. евро) или Адриана ван Остаде (9–40 тыс.). Еще меньше просят за безымянные, но качественные немецкие рисунки XVIII века с изображением растений, насекомых, птиц (6–22 тыс. евро, галерея Haboldt). А если позволит бюджет, то за 115 тыс. евро можно купить рисунок сангиной Антуана Ватто (галерея Tunick).

Декоративно-прикладное искусство — самая обширная секция ярмарки expert_795_082-2.jpg Фото Harry Heuts
Декоративно-прикладное искусство — самая обширная секция ярмарки
Фото Harry Heuts

Печатная графика модернистов тоже вполне укупима. У галереи Delaive литографии Рауля Дюфи стоят от 18 тыс. евро, акватинта Миро — от 10 тыс., офорты Ренуара — от 11 тыс., а литографии Клее оцениваются от 65 тыс. евро. Можно разыскать и рукотворные вещи, но, как правило, достаточно скромного размера: маленькая гуашь Макса Эрнста у галереи Hopkins-Custot обойдется в 60 тыс. евро, крошечная акварелька Писсаро у Douwes в 45 тыс., а почеркушки Альбера Марке и вовсе в 4–8 тыс. А вот за росчерк тушью Пикассо придется выложить уже все 135 тыс. евро.

Более обширное поле для бюджетных покупок предоставляет раздел декоративно-прикладного искусства. В пределах 100 тыс. евро здесь можно купить необыкновенно популярную китайскую керамику, столовое и кабинетное серебро, средневековые ювелирные изделия. Коллекционные вещи предлагает археологический раздел. Например, у Royal Athena за 92 тыс. можно приобрести тирренскую чернофигурную амфору и немного больше (145 тыс.) заплатить за редкую бронзовую этрусскую статуэтку. Почти на каждом стенде встречаются приятные интерьерные вещи, которые не будут стоить сумасшедших денег. Так, у галереи Blumka висели декоративные деревянные расписные настенные панели XV века из Флоренции, за которые просили всего 35 тыс. евро. А галерея Blairman за 62 тыс. предлагала замечательный витраж с изображением царя Давида работы Берн-Джонса. Встречаются и курьезные предложения: на стенде Georg Laue выставлена целая кунсткамера необычных вещиц, где в числе прочего чучело акулы XIX века за 28 тыс. евро.

Так что, какими бы возможностями ни располагал коллекционер, на TEFAF всегда найдутся вещи, которые можно не только посмотреть, но и унести с собой. Антиквары полагают, что лучшее искусство это все-таки то, которое хранится у вас дома.