Электрички сбежали от пассажиров

Повестка дня
Москва, 20.08.2012
«Эксперт» №33 (815)

Фото: Игорь Шапошников

Системе пригородного железнодорожного сообщения грозит коллапс. Сразу в десятках регионов резко сокращается количество маршрутов электропоездов. Такое развитие событий — закономерный финал непродуманной реформы российских железных дорог.

Несколько лет назад пригородное железнодорожное сообщение полностью обеспечивалось РЖД. Из-за тарифных дисбалансов этот бизнес был убыточным и субсидировался за счет прибыли от грузоперевозок. В 2011 году железнодорожная монополия решила избавиться от нерентабельного направления, частично сняв с себя ответственность за развитие пассажирских перевозок. Были созданы 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), учредителями которых на паритетной основе выступили РЖД и региональные власти.

Предполагалось, что регионы будут формировать заказ на пригородные перевозки, регулировать тарифы, а если они расходятся с себестоимостью оказанных пассажирскими компаниями услуг, компенсировать разницу. Основные статьи затрат ППК складывались из платы за инфраструктуру, подвижной состав (получатель средств — РЖД), а также управленческих расходов. По программе структурной реформы РЖД пассажирские перевозки должны были стать безубыточными уже в 2012 году. На деле все оказалось не так. Почему?

Большинство регионов отказались субсидировать перевозки. Во-первых, потому, что формально не обязаны этого делать: законодательство устанавливает лишь право (а не обязанность) регионов заниматься организацией пригородного сообщения, федеральный закон об организации пассажирских перевозок до сих пор не принят. Во-вторых, некоторые региональные чиновники усомнились в адекватности выдвинутых РЖД расценок и тарифных методик, отметив их непрозрачность.

По состоянию на середину 2012 года только 18 из 83 регионов полностью компенсировали убытки пригородных компаний. При потребности в региональных субсидиях порядка 16 млрд рублей в бюджетах регионов на эти цели заложено 6,6 млрд рублей. Прогнозируемый по итогам года убыток от пригородных перевозок составляет 10 млрд рублей (в прошлом году — 8,55 млрд рублей). У ППК накопилась колоссальная задолженность за аренду и ремонт подвижного состава, по выплате заработной платы локомотивным бригадам, многие компании оказались на грани банкротства. Общий долг операторов перед ОАО РЖД вырос до 30 млрд рублей. Подлил масла в огонь премьер-министр Дмитрий Медведев, который на одном из последних совещаний предупредил о планируемой после 2013 года отмене дотаций из федерального бюджета на субсидирование перевозок (их ежегодный объем оценивается в 25 млрд рублей, из которых РЖД покрывается плата за инфраструктуру).

Озадаченные такой перспективой, функционеры РЖД не стали искать сложных путей решения проблемы и объявили о сокращении объема перевозок в регионах-должниках. Главный риск такого решения — в негативных социальных последствиях. В то же время их масштаб вряд ли следует преувеличивать. Основной объем пригородных пассажирских перевозок (около 68%) сосредоточен в четырех регионах (Москве, Московской области, Санкт-

У партнеров

    «Эксперт»
    №33 (815) 20 августа 2012
    Приговор Pussy Riot
    Содержание:
    Переход границы

    Процесс Pussy Riot обнаружил трещины в современной русской идентичности. Вместо того чтобы устранять расколы, общество принялось их дружно расширять

    Потребление
    На улице Правды
    Реклама