«Беларуськалий» атакует с тыла

Русский бизнес
Москва, 10.03.2014
«Эксперт» №11 (890)
Крупнейший производитель хлоркалия из Белоруссии демпингует на мировом рынке и перехватывает российских потребителей. Это может привести к новому витку конфронтации между российскими игроками рынка удобрений и к снижению мировых цен на хлоркалий

Фото: Иван Рубанов

Крупнейший российский производитель смешанных удобрений «Фосагро» переключается с российского калийного сырья на белорусское. До сих пор отечественные компании всегда сотрудничали с расположенным в Пермском крае «Уралкалием» — он ближе и предлагает свой продукт с дисконтом к мировой цене.

Причины беспрецедентного события коренятся в драматическом разрыве, который произошел на калийном рынке в июле прошлого года. «Уралкалий» вышел из торгового союза с «Беларуськалием». В результате белорусы лишились не только партнера, но и трейдеров, а также устойчивого доступа к мировому рынку и были вынуждены свернуть производство (см. «На Керимова Лукашенко нашелся», «Эксперт» № 32 за 2013 год). Теперь наши соседи перешли в отчаянное наступление.

Жесткий демпинг

Во второй половине 2013 года, после «развода» с россиянами, для «Беларуськалия» начались тяжелые времена. Загрузка мощностей снизилась приблизительно до 50%, в то время как «Уралкалий» нарастил обороты продаж (см. график 1). После разрыва отношений «Беларуськалий» поставил на экспорт лишь полтора миллиона тонн удобрений — это более чем вдвое ниже его производственных возможностей. При этом около 200 тыс. тонн было просто доставлено на склады в Китай, без заключения сделок купли-продажи (рискованная и нетрадиционная для отрасли схема). По итогам года объемы производства белорусской компании снизились на 12%, валютная выручка главного донора бюджета Белоруссии сократилась приблизительно на четверть.

После первых неудачных попыток самостоятельно выйти на мировой рынок «Беларуськалий» решился на демпинг. Осенью компания заявила о заключении «долгосрочного меморандума» на поставку 250–300 тыс. тонн хлоркалия в Китай, при этом продукт был предложен с дисконтом в несколько десятков долларов за тонну. В конце февраля компания выиграла тендер на поставку 250 тыс. тонн хлоркалия в Индонезию. По данным СМИ, стоимость химиката в рамках сделки составила 325 долларов за тонну, это на 25 долларов ниже ценовой планки, которую объявила для этого рынка Canpotex — ведущая трейдинговая структура из Канады. Впрочем, все представители отрасли утверждают: на самом деле продажи были осуществлены по 275–280 долларов за тонну, то есть белорусы скинули сразу четверть цены. «Индонезийский трейдер обычно закупает пять судов хлоркалия — этого достаточно для покрытия квартальной потребности страны, а тут, увидев белорусскую щедрость, они сразу купили вдвое больше», — рассказывает один из профессиональных трейдеров. И вот теперь компания вторглась в вотчину «Уралкалия» — на российский рынок, где белорусские удобрения до сих пор не продавались.

Гол на чужом поле

Гендиректор «Фосагро» Андрей Гурьев не без удовольствия заявил, что после распада консорциума «Беларуськалия» и «Уралкалия» у российских производителей сложных удобрений появилась возможность покупать полуфабрикат для изготовления смешанных удобрений «у альтернативного поставщика и выбирать оптимальные условия поставок». Впрочем, комментировать какие-либо условия сделки в комп

У партнеров

    «Эксперт»
    №11 (890) 10 марта 2014
    Украинский кризис
    Содержание:
    Разное
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Потребление
    Реклама