Как убедиться в добросовестности контрагента

Роман Шишкин
30 ноября 2015, 00:00

Из года в год лидирующее место по числу налоговых правонарушений занимает взаимодействие налогоплательщиков с недобросовестными организациями — так называемыми фирмами-однодневками

Налоговая служба считает, что построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) является одним из признаков получения необоснованной налоговой выгоды.

Самыми распространенными признаками указанных лиц являются: подписание документов неуполномоченными лицами и отсутствие лиц, имеющих соответствующие полномочия; отсутствие необходимой численности сотрудников контрагента; формальное составление документов при отсутствии реального выполнения работ; недостоверность указанных в перевозочных документах данных о транспортном средстве; отсутствие складских помещений; отсутствие документального факта передачи оформленной проектной и технической документации; отсутствие необходимых материальных ресурсов для выполнения строительных работ. Однако исчерпывающего перечня признаков недобросовестности контрагента по-прежнему нет, и это ставит налогоплательщиков в сложное положение, так как именно на них ФНС возложила обязанность проверки добросовестности контрагента.

В настоящее время сведения относительно контрагента можно получить не только непосредственно от него самого. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru. Налогоплательщику рекомендуется при оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, исследовать среди прочих следующие признаки: отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), копий документа, удостоверяющего его личность, отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей, отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ, отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Также на сайте ФНС России размещаются сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса массовой регистрации, характерные, как правило, для фирм-однодневок), а также наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Обращает на себя внимание недавно появившийся законопроект «О раскрытии налоговой тайны», который предлагает сделать открытыми такие сведения о налогоплательщиках-организациях, как среднесписочная численность работников за календарный год, совокупная сумма доходов работников организации за предшествующий календарный год, суммы уплаченных в предшествующем году налогов и сборов, сумма доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика.

По мнению разработчиков законопроекта, обеспечение открытости упомянутых сведений повысит прозрачность экономики, а также предоставит хозяйствующим субъектам реальную возможность проверять добросовестность контрагентов. Однако в бизнес-среде не все однозначно позитивно оценивают указанные инициативы законопроекта. Бизнес опасается, что раскрытие данных налоговой отчетности может повысить уровень неконкурентной борьбы на рынке и использоваться против юридического лица.

Очевидно, что структура бизнеса должна быть построена таким образом, чтобы собственники были максимально защищены от неправомерных налоговых доначислений, претензий недобросовестных конкурентов, потери активов и бизнеса в целом. Именно поэтому стоит с особым вниманием относиться к постоянному правовому сопровождению и профилактике своего бизнеса, подстраивая его с помощью квалифицированных юристов и аудиторов под реалии существующей экономической ситуации, уровня развития законодательства и тенденций судебной практики.