Американский институт анализа внешней политики (IFPA) подготовил доклад "Центральная Азия в стратегии США и оперативном планировании", который был издан в начале февраля. Аналитики института призывают американское руководство к изменению концепции стратегии в центральноазиатском регионе и прилагают ряд рекомендаций, в числе которых передислокация военных с баз в Узбекистане на казахстанскую территорию.
Отделить Центральную Азию от Кавказа
В докладе отмечается, что с осени 2001 года политика США в отношении Центральной Азии определялась операцией в Афганистане, но не учитывала последствия для стратегических интересов Штатов. Это должно быть изменено, по мнению аналитиков IFPA, если США хотят избежать втягивания в ситуацию, подобную той, что произошла в свое время в Иране (имеется в виду революция 1979 года).
По мнению специалистов института, США должны следовать двум стратегическим императивам. Во-первых, они должны продолжить отделение центральноазиатского региона от Кавказа. Центральная Азия более близка к Среднему Востоку и Юго-Восточной Азии, а Кавказ ближе к Европе. Во-вторых, США должны выйти за пределы взгляда о том, что Каспий - это критическая точка для обеспечения безопасности Евразии. Каспийские ресурсы важны только для энергетического рынка. Дебаты по энергетике и политические вопросы должны рассматриваться в контексте того, как использовать доходы от углеводородов для стабилизации слабых прибрежных государств Каспия, где уже длительное время наблюдается снижение жизненных стандартов. Эта тенденция крайне опасна, так как обеспечивает почву для радикального ислама и других экстремистских идеологий.
Американские аналитики указывают, что дальнейшая радикализация и милитаризация исламистских движений в центральноазиатском регионе только осложнят проблемы Вашингтона - партнерство с неблагонадежными режимами, необходимое для доступа к базам, наносит ущерб имиджу США как либеральной и доброжелательной силы. Растущие антиамериканские настроения являются одной из причин для пересмотра текущей американской публичной дипломатии в отношении Центральной Азии.
Война идей
По оценкам аналитиков института, если США намерены серьезно вести "войну идей" на всех фронтах, то необходима более согласованная публичная дипломатическая кампания для убеждения жителей центральноазиатского региона. Для этого рекомендуется включить Центральную Азию в публичные заявления о соблюдении демократии в мусульманском мире. Кроме того, Вашингтон должен усилить закулисное давление на партнеров в Центральной Азии для продвижения в странах региона реальных политических и экономических изменений. В частности, речь идет об Узбекистане, в который с момента размещения там американских солдат США вложили почти полмиллиарда долларов. Так, в соглашении о стратегическом партнерстве, подписанном с США в марте 2002 года, состоящем из 5 пунктов, узбекское руководство обязалось осуществить серьезные экономические и демократические реформы. В действительности же Узбекистан ограничился символическими жестами. В долгосрочном плане такое партнерство с нынешним узбекским режимом может поставить под сомнение возможности США выиграть "войну идей", которую американская администрация обозначила как необходимый элемент глобальной войны с терроризмом.
Для оказания давления на Узбекистан американские аналитики предлагают диверсифицировать военное присутствие США в республиках Центральной Азии. Предполагается, что это позволит увеличить оперативную и дипломатическую гибкость американской политики в регионе. В этом плане Казахстан интересен как альтернативный партнер, так как его экономический и политический потенциал делают его наиболее перспективной страной в ЦА.
Институт согласен с тем, что США должны обеспечить свое присутствие в Центральной Азии на неопределенное время, по крайней мере - в течение ближайших пяти лет. При этом Америка не должна становиться "заложником" какого-либо государства или базы.
Рекомендуя диверсифицировать дислокацию американских сил в регионе, аналитики не предлагают массивного строительства новой инфраструктуры. Фокус делается на так называемые "теплые зоны", где США будут размещаться периодически. Речь идет о "передовых оперативных базах" (FOB) и "передовых оперативных позициях" (FOL). FOB представляет собой ограниченную инфраструктуру с полупостоянным размещением войск, а FOL - это "теплые зоны", которые будут использоваться время от времени. Примером FOB в Центральной Азии являются базы США в Карши и Ханабаде (Узбекистан), а примерами FOL могут служить различные места в Афганистане, где американские военные установили временное присутствие.
Из Ханабада в Шымкент?
IFPA рекомендует администрации США по крайней мере одну FOB организовать в Казахстане, в одном из трех аэропортов, где американские военные имеют право на экстренную посадку. Речь идет об Алматы, Шымкенте и Луговом, а еще в двух местах основать FOL. Кроме того, предлагается разместить в Казахстане оборудование для разведки и наблюдения.
В своих рекомендациях для администрации США аналитики предлагают начать установление более тесных связей с Казахстаном в области безопасности. "Хотя мы пока не должны называть Казахстан "Грузией в Центральной Азии", тем не менее, эта страна имеет наилучшие политические и экономические перспективы в долгосрочном плане", - говорится в докладе. Институт обращает внимание на движение "Демократический выбор Казахстана" и партию "Ак Жол". Также подчеркивается, что Казахстан имеет наилучшие показатели среди всех центральноазиатских республик по запасам природных ресурсов и демонстрирует наибольшее желание "прислушиваться" к международным советам.
Хотя Казахстан удален от Афганистана в отличие от других республик региона, зато аэропорты Алматы, Шымкента и Лугового находятся недалеко от Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана и могут быть использованы в случае необходимости. И если американские отряды специального назначения Predator действительно базируются возле Ташкента, о чем ходят неподтвержденные пока официально слухи, пишут исследователи, то их следует передислоцировать в Алматы или Шымкент, что могло бы стать первым шагом в углублении американо-казахстанских отношений и сигналом Узбекистану о недовольстве Вашингтона.
По оценкам IFPA, Казахстан будет заинтересован в подобном сотрудничестве, поскольку размещение американских войск в Узбекистане серьезно беспокоит Астану, соперничающую с Ташкентом за влияние в регионе.
Другие рекомендации
Ряд рекомендаций, выдвигаемых исследователями IFPA, характерны для американских аналитических центров. Так, предлагается продолжить поддерживать развитие национально ориентированных гражданских обществ в Центральной Азии. По мнению аналитиков, США должны поддерживать защиту прав человека и другие аспекты, которые могут резонировать с общественным мнением. Это в свою очередь позволит через некоторое время создать основу для политических движений, способных выступать в качестве функциональной оппозиции правящим режимам, особенно в таких государствах, как Узбекистан. Впрочем, IFPA признает, что в этой республике имеется ограниченное число групп, которые можно поддержать в качестве альтернативы нынешнему режиму.
Институт предлагает дать Узбекистану срок до января 2006 года для проведения экономических и политических реформ. В частном порядке до узбекского руководства следует довести, что если Ташкент хочет оставаться важным партнером Вашингтона в регионе, то он должен выполнить свои обязательства. Если же узбекская сторона не предпримет существенные шаги в этом направлении, то США должны быть готовы передислоцировать военных из Ханабада и Карши в Казахстан или на другие базы в регионе.
Американские специалисты рекомендуют также быть готовыми воспользоваться шансом, который представится в случае, если Сапармурад Ниязов вдруг уйдет со сцены по естественным причинам или иначе. Что означает "иначе", не поясняется.
Интересно то, что IFPA предлагает США принимать во внимание интересы России и Китая до тех пор, пока они не противостоят целям глобальной борьбы с терроризмом. Аналитики считают, что открытие авиабазы в Канте в рамках ОДКБ и антитеррористического центра ШОС в Ташкенте не должно рассматриваться как противодействие интересам США. Более того, институт полагает, что НАТО могло бы проводить совместные учения с российскими войсками в Таджикистане и Кыргызстане, а антитеррористический центр ШОС в Ташкенте может стать полем для развития сотрудничества США с этой организацией.