Отрасль лизинга в Казахстане вполне молодая. Точкой отсчета ее истории как реальной индустрии можно считать принятие Закона РК "О финансовом лизинге" в июле 2000 года. Именно после этого многие банки стали рассматривать лизинг в качестве нового финансового инструмента и для его эффективного использования приступили к созданию дочерних лизинговых компаний. Специфика их создания при материнских банках, располагающих финансами для осуществления проектов, характерна для всех начинающих лизинговых рынков. Казахстан в этом смысле не является исключением. Сегодня в стране около двух десятков лизинговых компаний. Большая их часть принадлежит банкам, имеется всего несколько исключений, таких как государственная компания "Казагрофинанс", созданная для развития сельскохозяйственной отрасли, или "Астана-финанс", образовавшая в прошлом году собственный лизинговый департамент.
Официальных данных по общему объему лизинговых операций не существует, поскольку отрасль эта никем не регулируется. Наиболее полную картину рынка дает International Finance Corporation (IFC). Эта структура Всемирного банка в октябре прошлого года совместно с USAID открыла проект по развитию лизинга в Казахстане. Одна из задач проекта - анализ казахстанского рынка лизинга и его потенциала и содействие в создании благоприятной среды для развития лизинга в Казахстане. По данным проекта, в 2003 году объем лизинговых сделок в Казахстане составил около 85 млн долларов и вырос по сравнению с 2002 годом почти в 4 раза. Эти данные собирались путем опросов лизинговых компаний, поэтому некоторые игроки считают, что показатели объемов могут быть завышены. Директор проекта развития лизинга по Центральной Азии и Казахстану Рейчел Фриман утверждает, что "вряд ли компании приводили нам неверные данные. Если говорить об общих объемах этого рынка, то цифра в 85 млн долларов, скорее, занижена, чем завышена". Так, к концу 2003 года в стране появились новые компании, невошедшие в обзор IFC, например, "Вираж-лизинг", получающая финансирование в Казкоммерцбанке. Тем не менее, по данным директора ТОО "Вираж-лизинг" Артема Артемова, компания начала свою работу осенью 2003 года и к декабрю уже провела операций на 3 млн долларов. Также стоит приплюсовать к общему объему лизинговых инвестиций около 1 млн долларов, размещенного некоторыми банками без образования специального юридического лица, занимающегося лизингом. Так, к примеру, поступает Казкоммерцбанк. Впрочем, по некоторым данным, в 2004 году этот банк планирует создать специализированную лизинговую компанию.
Статистика 2003 года говорит о том, что объем инвестиций в основной капитал с помощью лизинга все еще очень далек от общемировых пропорций. Так, в Казахстане доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал в прошедшем году составила всего лишь около 1%. В развивающихся странах этот показатель составляет 5-15% (в России - около 5%), а в развитых странах 20-30%. Если учесть, что до 80% основных средств в казахстанской промышленности изношены, устарели морально и физически и требуют замены, то общий потенциал лизинговых операций может быть очень значительным и измеряться в миллиардах долларов.
Лизинг или кредит
Развитие лизинга в Казахстане, по мнению Лаззат Асабаевой, президента компании " БТА-Лизинг", сдерживается несколькими факторами: "Сегодня лизинг в нашей стране не имеет больших преимуществ для лизингополучателя в сравнении с кредитом. Пока его отличие от кредита лишь в том, что при лизинге не требуется залога, хотя иногда и мы требуем дополнительный залог, если речь идет о стартовом бизнесе (впрочем, банки не кредитуют стартовый бизнес вообще, да и в лизинге это нечастые случаи). Процентные ставки по лизингу выше, чем по банковским кредитам, поскольку мы финансируемся в банке и, покупая оборудование для передачи его в лизинг, вынуждены устанавливать дополнительную маржу сверх банковской ставки. Во всем мире этот инструмент привлекателен для предпринимателей за счет дополнительных налоговых льгот".
В Казахстане, к сожалению, у лизинга особенных налоговых льгот в сравнении с кредитом нет. Впрочем, в новом Налоговом кодексе, принятом 1 января 2004 года, появились некоторые преимущества, например, вводится перечень основных средств, импортируемых в республику для дальнейшей передачи в лизинг, которые будут освобождаться от уплаты НДС. Но этот перечень на 5 апреля все еще не был утвержден правительством, так что льгота действует пока только на бумаге. Кроме того, со слов Лаззат Асабаевой, до сих пор не существует методики, на основании которой таможенные органы будут определять, что данный груз в будущем объект лизинга. Механизм для осуществления этой льготы не установлен, и неизвестно, когда ею смогут воспользоваться лизингодатели. Тем временем многие из них уже получают грузы, которые потенциально входят в льготный список, но не могут их растаможить, так как надеются все же воспользоваться продекларированной льготой.
Таким образом, предприятия, имеющие доступ к кредитным линиям банка и для которых вопрос залога не является критичным, по-прежнему предпочитают пользоваться кредитом, а не лизингом. Изменить ситуацию коренным образом, по мнению г-жи Асабаевой, могли бы два основных преимущества: введение двойных (лизинговые компании даже не говорят о тройных - как в России) норм ускоренной амортизации основных средств на весь срок лизинга или хотя бы первые три года и более дешевые средства, которые позволили бы лизинговым компаниям предлагать конкурентные процентные ставки. Конкурентные ставки лизингодатели смогли бы предложить, получая финансирование от международных инвесторов напрямую, минуя материнские банки. Одним из таких международных инвесторов намеревается выступить IFC. По словам Рейчел Фриман, в текущем году корпорация намерена инвестировать в лизинговые проекты в Казахстане 15-20 млн долларов, а всего на Центральную Азию, включая Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан, выделяется портфель в 40 млн долларов.
Впрочем, лизингодатели могут и самостоятельно использовать некоторые инструменты для удешевления получаемых от материнских банков средств, например, страхование финансовых рисков международных инвесторов государственными страховыми обществами. Валерий Ли, директор ТОО "Центр-лизинг", рассказывает: "Наш банк Центркредит, получая кредитные линии от зарубежных банков, таких как Сommerzbank, Deutchbank, BankGesellshaft, для финансирования лизинговых сделок, страхует их риски в немецком государственном страховом обществе Euler Hermes, что позволяет банку получать более дешевые длинные ресурсы. Таким образом, мы сегодня добились того, что у нас есть специальная программа по комбайнам фирмы Claas (известный немецкий производитель, занимающий 60% рынка Германии), которые мы завозим в Казахстан для местных лизингополучателей под 10% годовых. Также устанавливаем партнерские отношения с голландским, датским, итальянским, польским страховыми обществами. Ведутся переговоры с чешским страховым обществом. По этим проектам мы сможем финансировать лизингополучателей под 12% годовых на срок до пяти лет. Правда, некоторые из этих партнеров выдвигают условие, что сумма сделки должна быть не менее 500 тыс. евро, что для наших лизингополучателей может быть сдерживающим фактором. Также наш банк получил кредитную линию для финансирования лизинговых сделок от корейских партнеров. В Южной Корее функции страхового общества выполняет Экспортно-импортный банк (так же как в Японии и США). По этому проекту наши лизингополучатели смогут рассчитывать на инвестиции в общем объеме 5 млн долларов под 12% годовых. Первая сделка на покупку 30 автобусов уже заключена. На днях транспорт прибывает в Алматы".
Действительно, процентные ставки в 10-12% годовых выглядят вполне конкурентоспособными, многие лизингодатели до сих пор предлагают ставки в 23-25% годовых, а нормой сегодня является 18-20%.
Впрочем, по словам г-на Ли, в международной практике лизинг никогда не был более дешевым, чем кредит, инструментом финансирования. Более доступным - да, но его доступность заключается в лояльном, менее формализованном отношении лизингодателя к заемщику в отличие от банка и, самое главное, в ненужности залога. "Даже предприятию, располагающему активами, подходящими банку в качестве залога, для покупки основных средств лучше пользоваться лизингом, а с помощью кредитов пополнять свои оборотные средства. Имея незаложенные активы, предприятие более мобильно при привлечении краткосрочного финансирования", - говорит г-н Ли.
Л. Асабаева, президент "БТА-Лизинг", считает, что лизинг может быть удобен и выгоден для тех компаний, которые не имели опыта с зарубежными поставками: "В лизинговой сделке лизингодатель берет на себя многие функции, которые в противном случае пришлось бы выполнять самому клиенту, даже если он имеет собственные ресурсы для осуществления проекта. Например, переговоры с поставщиками, которые длятся какое-то время, включают в себя обычно несколько раундов. Все это затраты. При подписании контракта возникают юридические риски. Если нет юриста, знакомого с зарубежным контрактным правом, то не все нюансы могут быть учтены, что в будущем обернется потерями. Растаможивание груза лизингодатель также проводит самостоятельно. Не имея опыта, клиент может даже не знать, какого рода техническая спецификация должна сопровождать груз. Или какие должны быть представлены документы, чтобы произвести оплату, ведь есть риск, что деньги уйдут поставщику, которого вообще не существует. С этой точки зрения лизинговая компания - идеальный партнер для тех, кто не имел опыта работы с зарубежными поставками. Экономия получается намного больше, чем переплаченные 1-2%. К тому же клиент максимально уменьшает для себя риски. Для предприятий малого и среднего бизнеса, не имеющего штата юристов и экономистов, зачастую этот аргумент является решающим".
Ожидается бум?
С начала 2004 года законодательство, регулирующее вопросы лизинга, претерпело существенные изменения. Изменения были внесены в Налоговый кодекс РК, а также в закон "О финансовом лизинге", изменения и дополнения к которому были подписаны Президентом РК 10 марта 2004 года. Следует признать, что принятые поправки действительно улучшили климат для лизинговых операций. По прогнозам IFC, в 2004 году объем лизинговых инвестиций составит 170 млн долларов, а к 2006 году - порядка 550 млн долларов. Этот рост целиком связывают с изменениями, внесенными в лизинговое законодательство.
По словам Амангельды Омарова, руководителя проекта по развитию лизинга в Казахстане, самым существенным моментом, который сразу значительно расширит границы использования этого инструмента, стало изменение самого определения финансового лизинга. Ранее это определение привязывалось к сроку лизинга, который должен был превышать 80% срока полезной службы предмета. По нашим нормам амортизации срок полезной службы компьютера составляет, к примеру, 10 лет, то есть срок лизинга должен был составлять не менее 8 лет, что не выгодно ни лизингодателю, ни лизингополучателю, так как даже физически, не говоря уже морально, компьютер устаревает гораздо быстрее.
Аналогичная ситуация с недвижимостью, где срок лизинга не мог быть меньше 40-50 лет, но такие долгосрочные инвестиции у нас в стране пока совершенно нереальны. В новой редакции это ограничение снято, минимальный срок лизинга определен в 3 года. Освобождение от НДС определенного списка импортируемых основных средств - весьма существенная льгота для лизингополучателей, которые смогут, по сути, покупать в лизинг некоторые основные средства на 15% дешевле, чем при прямом импорте. Одна эта льгота способна вызвать определенный бум. Имеющиеся у лизинговых компаний налоговые преимущества в сфере лизинга (например, сумма вознаграждения по финансовому лизингу в отличие от процентов по кредиту полностью подлежит исключению из налогооблагаемого дохода у лизингодателя) потенциально могут послужить запасом для снижения процентных ставок по лизингу.
Коснулись изменения в вопросах налогообложения и сделок в сфере международного финансового лизинга. С 1 января 2004 года доходы нерезидентов из источника выплат в РК по договорам международного финансового лизинга не подлежат налогообложению, за исключением вознаграждения. Это делает Казахстан более привлекательным для иностранных компаний на лизинговом рынке.
На макроуровне зарубежные инвестиции через лизинг не влияют на пассив платежного баланса страны и не ухудшают ее рейтинг заемщика на мировом рынке. По стандартам МВФ, обязательства, вытекающие из лизинга, не включаются в объем внешней задолженности государства. Кроме того, поправки, внесенные в закон о лизинге, четче регламентируют процедуры возвратного лизинга, вторичного лизинга и другие юридические вопросы лизингового процесса.
Тем не менее заинтересованные стороны (лизинговые компании, банки, инвесторы) планируют продолжать работу с законодательными органами с целью устранения прочих сдерживающих факторов. О необходимости ускоренных норм амортизации уже говорилось, но, кроме этого, у нынешних лизинговых компаний возникла еще одна проблема, требующая разрешения. Суть ее в том, что свои дочерние лизинговые компании головные банки сегодня вынуждены рассматривать даже строже, чем обычных клиентов-заемщиков. По мнению Валерия Ли, Нацбанк мог бы учесть, что, будучи дочерней структурой банка, лизинговая компания существенно снижает риски, что должно отражаться на определяемых процентных ставках: "По сути, в этой разнице как раз могла бы "сидеть" маржа лизинговой компании, что помогло бы сделать лизинг более доступным инструментом для лизингополучателя. Я полагаю, что Нацбанк мог бы снять некоторые ограничения в отношении дочерних банковских лизинговых компаний".
Сложилась парадоксальная ситуация. Банки имеют свободные средства для кредитования своих аффилированных лизинговых компаний, лизинговые компании имеют спрос на эти финансы, но нормами Нацбанка размер общей суммы кредита от материнского банка в аффилированную компанию, ограничен размером в 10% от собственного капитала банка. Многие лизинговые компании уже практически исчерпали этот лимит. Для увеличения своих объемов им придется разрабатывать схемы для обхода этого ограничения. Так, некоторые банки уже начинают договариваться о взаимном финансировании лизинговых компаний, но эта схема может быть признана надзорными органами не вполне легитимной. Другой способ заключается в том, что лизинговая компания становится просто агентом головного банка, проводит всю работу по обеспечению лизинговой сделки, но лизингодателем выступает сам банк, а компания получает только комиссионные посредника. Возможно, это ограничение откроет новые возможности для казахстанских производителей и дистрибьюторов, которые смогут расширить свои продажи за счет предложения клиентам условий финансового лизинга, как это сделала компания "Вираж", один из крупнейших дилеров российской автотехники. Теперь банки, очевидно, более охотно пойдут на финансирование подобных совместных проектов, так как их собственные возможности несколько ограничены.
Темпы развития лизинговой отрасли в Казахстане значительно превышают показатели других стран Центральной Азии. Только по одному показателю Казахстан заметно отстает от Узбекистана - по количеству лизинговых сделок, и, по мнению экспертов, это может быть не очень хорошо воспринято зарубежными инвесторами (см. графики). Сегодня перед казахстанскими лизинговыми компаниями встает задача перераспределения своего портфеля между как можно большими участниками, финансирование предприятий среднего и малого бизнеса, что также поможет им снизить собственные риски. С подобной постановкой задачи соглашаются и игроки лизингового рынка. Г-н Артемов, ТОО "Вираж-лизинг": "Сегодня мы особенно заинтересованы в том, чтобы среди наших клиентов появилось больше фирм малого бизнеса, приобретающих 2-3 единицы автотранспорта. Мы приветствуем любые, даже самые небольшие сделки. Для нас это способ диверсифицировать свои риски, поэтому мы с удовольствием пойдем на сотрудничество с представителями среднего и малого бизнеса".