Пробный шар попридержали

Ирина Галкина
15 августа 2005, 00:00

Выпуск первых инфраструктурных облигаций позволяет инвестировать пенсионные деньги в реальный проект. Интерес институциональных инвесторов к новым ценным бумагам могут сдерживать недостаточно продуманные механизмы наступления ответственности

Агентство финансового надзора зарегистрировало первый в республике выпуск инфраструктурных облигаций на общую сумму 30 млрд тенге номиналом 1 тыс. тенге за каждую бумагу. На прошлой неделе планировалось их размещение на Казахстанской фондовой бирже. Однако презентация была отложена на неопределенный срок по непонятным причинам. Официальных объяснений на этот счет на момент подписания номера не последовало, но, вероятно, дебют отменен именно потому, что условия размещения до сих пор не определены.

В Инвестиционном фонде Казахстана считают, что строительство железнодорожной линии "станция Шар - Усть-Каменогорск" - очень удачный пилотный проект для выпуска инфраструктурных облигаций. Новый участок железной дороги будет соединять крупный железнодорожный узел Рудного Алтая с транзитной магистралью "Турксиб" в районе станции Шар и обеспечит выход из Восточного Казахстана в другие регионы республики по внутренней сети железных дорог, став продолжением участка "Аксу - Конечная". В настоящее время железнодорожная связь Восточного Казахстана с другими регионами республики осуществляется через российскую станцию Локоть. Главным конкурентным преимуществом новой ветки Шар - Усть-Каменогорск является создание нового транспортного направления, исключающего двойное пересечение государственной границы с обязательным прохождением таможенных процедур. Благодаря ей сократится расстояние транспортировки, доставка грузов ускорится на 12-14 часов. Учитывая все возрастающие грузопотоки и перегруженность участка Защита - Локоть, строительство новой ветки имеет общегосударственное значение.

По инициативе Инвестиционного фонда данный проект будет реализовываться на основе концессионного механизма на принципах государственно-частного партнерства - для этого специально создана компания-концессионер АО "Досжан темир жолы". Доходы, получаемые от железнодорожной линии, концессионер использует для погашения текущих купонных выплат, погашения или выкупа облигаций проекта, осуществления текущей эксплуатации железнодорожной линии и ее модернизации. По окончании срока концессии - а это 23 года - железнодорожная линия перейдет в собственность государства.

Специалисты НПФ, в принципе, выступают за то, чтобы пенсионные деньги финансировали конкретные проекты. "Это реальные действия со стороны правительства в пользу вкладчиков НПФ, - говорит вице-президент НПФ "Капитал" Светлана Хайрулина. - У нас появляется надежда на то, что будет сглаживаться ситуация с отрицательными результатами по реальной доходности пенсионных отчислений". Заместитель председателя правления НПФ Народного банка Казахстана Нуржан Алимухамбетов, в принципе, согласен с тем, что теперь пенсионные накопления будут работать в реальном секторе - он один из первых ратовал за это. Действительно, у экономики потребность в инвестициях огромная, а у НПФ есть деньги на это. Но узкое место, через которое не шел переток - отсутствие инструментов. "Будет замечательно, - говорит г-н Алимухамбетов, - если государство сможет привлечь частный капитал и государственно-частное партнерство заработает. Но вопрос в том, чтобы инвестиции были прозрачными и доходными. Помните, когда выпускали "голубые фишки" - мы все были "за". Но условия, на которых они вышли - небольшие пакеты, непрозрачная дивидендная политика, отсутствие прав у миноритариев, - в конечном счете не устроили пенсионные фонды, и "голубые фишки" ими не покупались, за исключением отдельных эпизодов". Поэтому специалисты НПФ предлагают эмитентам (тем более когда речь идет о глобальных проектах) к разработке условий выпуска привлекать профессиональных участников рынка. Например, первые выпуски ценных бумаг Министерства финансов обязательно согласовывались с институциональными инвесторами, выставлявшими реальные условия, на которых они будут инвестировать.

Одна из причин, из-за которой торги инфраструктурными облигациями и были отложены, на наш взгляд, - непроработанные условия размещения. В Инвестиционном фонде говорят о том, что доходность первых инфраструктурных облигаций станет своеобразным предметом торга. Изначально было известно, что они будут индексированы по инфляции, однако каким сложится размер маржи, неизвестно. Рыночный аппетит инвесторов будет определяться в ходе аукциона. Но здесь существует реальная опасность того, что инвесторы из желания реструктурировать свой портфель, согласятся с заведомо невыгодными условиями для других НПФ, и вся привлекательность нового вида ценных бумаг просто померкнет для большинства потенциальных покупателей.

Однако есть принципиальный вопрос, который решен бюрократически. Хотя государство и участвует в уставном капитале "Досжан темир жолы" посредством Инвестфонда, оно отказалось брать на себя солидарную ответственность, хотя на этом настаивали НПФ. Ответственность прописана, но субсидиарная. Это означает, что в случае дефолта проекта обязательства эмитента по облигациям должны выполняться за счет имущества эмитента. И только в случае отсутствия такового наступает ответственность государства. Специалисты НПФ не считают это решение неприемлемым. Но это грозит пенсионным фондам временными и материальными издержками, поскольку в случае, если проект не осуществится, НПФ придется ждать возвращения пенсионных активов и терять при этом доходность".

Экономист Ораз Жандосов считает, что для связывания пенсионных денег не было необходимости придумывать новый класс облигаций с двусмысленной ответственностью государства. По его мнению, нужно усилить государственное регулирование, и тогда субъекты бизнеса будут занимать не столько, сколько нужно пенсионным фондам, а столько, сколько нужно для реализации коммерчески окупаемых проектов.

Несмотря на пока несостоявшийся старт инфраструктурных облигаций, Инвестфонд уже заявил о том, что подобная система заимствования будет проработана для строительства Большой кольцевой дороги, опоясывающей Алматы, а также новой линии электропередачи "Север-Запад".