По словам главы МТК Серика Ахметова, это «создаст необходимые условия для строительства платных автодорог и позволит привлечь дополнительные капиталы в дорожную отрасль».
Речь идет о наиболее загруженных участках трасс Астана – Щучинск, Астана – Караганда, Алматы – Капшагай, Алматы – Шымкент, Алматы – Хоргос, где интенсивность движения превышает 20 тыс. автомобилей в сутки.
В своей аргументации МТК ссылается на низкую транспортную загруженность казахстанских дорог и полезный для страны зарубежный опыт. В 16 из 20 стран, говорят в МТК, нет норм, требующих в категоричной форме наличия бесплатного альтернативного проезда. Депутаты в принципе согласны с идеей платных дорог, принимая во внимание горький опыт езды по уже существующим бесплатным трассам. Солидарны с ними и представители туристических организаций с условием, что платные дороги должны стать дорогами европейского уровня и по приемлемым тарифам.
МТК намерено ввести тариф на проезд 1 км дороги в 2–3 тенге для легковых, 4 тенге – грузовых автомобилей. К примеру, от Астаны до Караганды – 220 км, значит, автолюбителю на легковой машине придется заплатить за проезд по этой трассе 550 тенге, или цену 6 литров бензина.
Выигравшим на тендерах концессионерам будет предоставлена аренда на 25 лет, после чего дороги будут возвращены государству.
Для сравнения отметим, что в среднем по Европе она составляет порядка 0,05–0,1 евро (9,3–18,6 тенге) с легкового автомобиля за 1 км дороги и 0,15–0,25 евро (27,9–46,5 тенге) с грузового автомобиля.