Речь идет об изменении периода, на который устанавливается размер пошлины на экспорт нефти, с квартального на двухнедельный или месячный. По словам главы ведомства Сауата Мынбаева: «Нам кажется, это разумная просьба недропользователей». В условиях резкого падения мировых цен на нефть (только за октябрь она подешевела на 33%) это позволит более адекватно реагировать на их изменения и снизить убытки нефтяных компаний.
Напомним, что пошлина на экспорт нефти была введена в стране в мае текущего года с целью увеличения поступлений в бюджет и стимулирования нефтепереработки внутри страны. Первоначально ее размер составлял 109,91 доллара за тонну (в три раза меньше, чем в России), исходя из мировых цен на нефть в первом квартале 2008 года (714 долларов за тонну, или 93 доллара/баррель). С 11 октября размер пошлины составляет 203,8 доллара за тонну. Теперь недропользователи, воспользовавшись ситуацией с падением мировых цен на нефть, продавливают в правительстве решение о сокращении пошлины, тем самым повышая и без того не низкий уровень своей рентабельности даже при нынешних ценах (себестоимость казахстанской нефти – 14–17 долларов/баррель).
Поскольку экспортная пошлина не распространяется на компании «Тенгизшевройл», Karachaganak Petroleum Operating (КРО) и другие, в контрактах которых закреплена стабильность таможенного режима, то под экспортную пошлину подпадет 27 млн тонн сырой нефти из добываемых в РК 66–68 млн тонн. Однако на практике экспортную пошлину на нефть стали взимать и с тех, кто по первоначальным обещаниям самой Астаны должен был остаться «неприкасаемым» – KPO в июне была вынуждена заплатить пошлину свыше 80 млн долларов.