Интервью

В ВШЭ предупредили о риске роста дефицита водителей такси из-за локализации

В ВШЭ предупредили о риске роста дефицита водителей такси из-за локализации
Фото: Sasha Matveeva/Unsplash
Локализация автомобилей в такси может привести к росту дефицита кадров в отрасли до 500 тыс. в течение трех лет. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на аналитическую записку Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «О влиянии новых требований к локализации автомобилей на сегмент таксомоторных перевозок».

По мнению экспертов, в течение нескольких лет самозанятые водители на личных автомобилях не смогут работать в такси, поскольку их машины не будут достаточно локализованными, а приобретение новых станет недоступным без кредитных средств из-за «ценового разрыва» между авто с пробегом и машинами, которые соответствуют требованиям. На конец 2024 года доля поступления новых авто всех марок в таксопарк составила 11% от общего объема продаж легковых автомобилей в России. При этом, если исходить из среднерыночной цены, стоимость новой машины почти в три раза превышает стоимость авто с пробегом, обращают внимание экономисты.

«Согласно расчетам, если требование о локализации вступит в силу, то расходы на эксплуатацию автомобилей также вырастут в два раза. Это приведет к убыточной деятельности большей части водителей», — говорится в записке.

Эксперты ожидают, что после вступления в силу требований по локализации такси федеральный бюджет недополучит порядка 350 млрд руб. за три года. Как ожидается, налоговые поступления снизятся на 76,2 млрд руб. из-за того, что часть водителей уйдет «в тень», и на 273 млрд руб. — из-за потенциальной потери средств от таможенных пошлин, утилизационных сборов и акцизов за импортируемые автомобили.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в конце февраля 2025 года предупреждал, что принятие законопроекта о локализации такси может привести к уходу с рынка водителей и росту цен на такси на 15%. В письме от имени главы РСПП Александра Шохина предлагалось перенести срок вступления закона в силу на 1 сентября 2026 г., а также усовершенствовать госпрограммы поддержки закупок автомобилей для такси. Помимо этого, он призвал оценить влияние новых правил на самозанятых водителей и индивидуальных предпринимателей.

Законопроект о локализации такси был внесен в Госдуму в ноябре 2023 года главой комитета Совета Федерации по экономической политике Андреем Кутеповым и председателем комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимиром Гутеневым. В нем предлагается наделить регионы правом устанавливать обязательные требования к уровню локализации такси, что, как ожидается, позволит сформировать значительный рынок сбыта для отечественных автопроизводителей. В первом чтении документ был принят в январе 2024 года.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Малые технологические компании ищут рынки сбыта
Промышленность,
Как акселераторы помогают найти заказчика
Мэру Стамбула не дают выбора
Мнения,
Почему задержали градоначальника, оппозиционного главе Турции
SWIFT уже никому не нужен
Мнения,
Ослабление санкций не приведет к восстановлению расчетов в долларах и евро