Несвободная зона

Экономика и финансы
Москва, 30.10.2000
«Эксперт Северо-Запад» №18 (25)
Калининградская область продлевает действие квот на ввоз некоторых импортных товаров

Особое геополитическое положение Калининградской области - роковое обстоятельство для ее жителей. После распада Союза область оказалась окруженной сплошь иностранными государствами, установившими собственные таможенные барьеры и условия проезда по их территориям. Калининградские производители, в особенности - сельхозпродукции и продуктов питания, к 1993 году практически полностью утратившие связи с традиционными "смежниками" и потребителями, начали терять и местный рынок.

Заграница нам помогла

В Калининградскую область хлынул поток импортного продовольствия со всей Европы. В период с 1990 по 1996 год поголовье крупного рогатого скота сократилось на 62%, посевные площади уменьшились на 25%. Торговля предпочитала удобные для хранения и ласкающие глаз покупателя импортные продукты, отказываясь от сотрудничества с местными переработчиками мяса и молока. Растерявшийся от красочного изобилия потребитель с удовольствием пробовал ранее не известные продукты: мясные деликатесы, уже нарезанные и красиво уложенные в запаянный пластиковый пакетик, йогурты, невиданно желтые сыры с огромными дырками и молоко в "тетрапаке". В бывших колхозах и совхозах пускали под нож стада из-за отсутствия спроса со стороны переработчиков, пользующихся дешевым импортным сырьем, а переработчики сокращали традиционное производство из-за отсутствия спроса.

Однако Запад, который так мешал устоявшимся незатейливым местным традициям производства и переработки, сам того не желая, помог. Областные сельские производители начали активно перенимать новые технологии производства, внедрять высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных культур, учились внутриотраслевой кооперации. Руководители хозяйств, фермеры ездили за опытом в Швецию, Польшу, Литву, Америку. Переработчики занялись техническим переоснащением, освоением нового ассортимента. Пионером нового местного рынка стал крупнейший молкомбинат области - АО "Молоко", начавший достойно соперничать с главными конкурентами - литовскими молочниками. Калининградцы стали покупать понравившиеся йогурты с фруктовыми и ягодными добавками, целебный бифилайф, мягкий сыр, творожные кремы - но уже местного производства. Подтягивались и колбасники - мясокомбинаты предлагали десятки новых видов продукции, - и "рыбники". Если раньше производители практически не обращали внимание на оформление своей продукции, мол, и так хороша, то пример иностранцев заставил поработать над упаковкой.

В начале 1996 года федеральным законом Калининградская область получила статус Особой экономической зоны, которую местные для простоты называют свободной зоной. "Отцом" особой зоны был первый губернатор области Юрий Маточкин. В регион пошли иностранные инвестиции, начали создаваться "под зону" совместные предприятия, в том числе и перерабатывающие. А осенью 1996 года прошли выборы, и они вывели в главные действующие лица нового губернатора - Леонида Горбенко.

Ограничения на свободной территории

Новая администрация, знакомясь с "положением на селе", заявила о необходимости введения защитных мер в Особой экономической зоне.

Впервые ограничения на ввоз большого списка товаров в Калининградскую область появились в результате компромисса между регионом и центром. В 1998 году местная власть согласилась на введение квот до 2000 года в обмен на принятие правительством федеральной целевой программы развития области на 1998-2000 годы. Программа была не профинансирована, и следовательно, как и подтвердили прошедшие годы, не выполнена. "Квотное" постановление должно было компенсировать потери жителей области, связанные с ее эксклавным положением - географической изолированностью от остальной России, - обеспечить рост уровня жизни населения. А на практике этого не произошло.

Были введены квоты на ввоз 18 основных видов продовольствия. Принятую меру пресечения импорта дополнил августовский кризис, враз опустошивший карманы большинства жителей области. Импорт поначалу резко сократился, но поскольку магазины так и не наполнились местным продовольствием, снова появился на прилавках. Цены же на местную продукцию, несмотря на декларируемый местными производителями патриотизм, немногим отличались от высоких цен на привозную.

Опыт проведения прошлых аукционов по продаже квот свидетельствует о непродуманности их механизма. Весной прошлого года бизнесмены игнорировали аукционы. В первом квартале прошлого года так и не были выкуплены квоты на 400 тонн домашней птицы, 3 тыс. тонн молочных изделий,100 тыс. тонн мясных консервов, 1 тыс. тонн вареной колбасы, 18 тонн сливочного масла, 300 тыс. тонн бензина. На прошлогодних аукционах устроители (аукционную комиссию возглавлял один из вице-губернаторов) не мешали разворачиваться нечистой борьбе конкурентов. Никто не препятствовал обваливанию рынка. За право ввезти лот мяса домашней птицы весом 200 тонн при стартовой цене в 4 тыс. долларов давали 40 тыс., ценовая гонка по цельномолочной продукции, начинаясь с 5 тыс. долларов, доходила до 80 тыс. Победители и не собирались ничего ввозить - их целью было оставить ни с чем конкурентов. Поднявшийся среди бизнесменов ропот вынудил устроителей аукционов ввести залог по многим позициям. Но и с залогом проблемы не закончились - коммерсанты перестали подавать заявки на участие.

Повторение пройденного

Как гром среди ясного неба восприняла область информацию о продлении квот. Губернатор привез из Москвы Постановление правительства РФ от 14 июля 2000 года "Об установлении на 2000-2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны". Ни Союз предпринимателей области, ни Торгово-промышленную палату для консультаций не приглашали.

Местные аналитики считают, что перед введением новых квот следовало провести ревизию самой идеологии установления ограничений на режим свободной таможенной зоны. Во-первых, оценить, насколько она соответствует Соглашению о партнерстве между Россией и Евросоюзом от 1997 года о двусторонней торговле товарами и услугами. Иначе вместо либерализации условий торговли последуют ограничительные меры. Пример тому - решение комиссии Евросоюза, рекомендовавшее ввести специальные таможенные пошлины в размере 7% на экспорт российских семян подсолнечника и рапса в ответ на ограничения Россией импорта столовых яиц из Европы. Во-вторых, инициатива региональных властей должна учитывать направления общероссийской экономической политики. Поскольку повышение акцизов на топливо, принятое Госдумой, привело к росту цен на бензин и, как следствие, на все остальные товары, было бы логичным не устанавливать квоту на и без того дорогой бензин. Но ее установили.

Показатели постановления о квотах отражают сверхоптимистичные взгляды нынешней областной администрации на перспективы развития сельского хозяйства в регионе. Так, администрация сочла, что необходимость во ввозе свинины упадет почти в два раза, охлажденной говядины - в пять с половиной раз, молочной продукции - в 2,5 раза, яиц - в 8 раз, капусты - в 2 раза, моркови и картофеля - в 1,5 раза, макаронных изделий - в 4 раза. Ограничен ввоз в область помидоров, огурцов и других овощей, которые круглогодично поступают из-за пределов области и квотирование только увеличивает их цену.

Комментируя новое введение квот, президент регионального Балтийского делового клуба, генеральный директор компании "МДМ" (одного из крупнейших оптовиков продовольствия), прогнозировал рост цен как минимум на 40%. Он заявил, что "правила игры" для предпринимателей были приняты без каких-либо консультаций с ними. Внимательно ознакомившись с механизмом получения квот, предприниматели обнаружили, что условия поставки картофеля и подакцизных водки и сигарет неразличимы. В опубликованных в местных СМИ правилах аукционов по продаже квот на третий квартал черным по белому значится стартовая цена 8,5 тыс. долларов для каждого из десятка лотов по 500 тонн. Шаг аукциона - 750 долларов. Право на ввоз 500 тонн ржаной муки выливается в копеечку - стартовая цена лота в 25 тонн - 500 долларов. Такие затраты не вызывают у владельцев многочисленных частных пекарен желания бороться за импортную муку - покупают сырье в других местах, как придется.

По Сеньке ли шапка?

Ежегодно жителям области требуется (только по медицинским нормам) 17,9 тыс. тонн говядины, 11,6 тыс. тонн свинины, 10,9 тыс. тонн птицы. Опубликованные в "Российской газете" за 1 августа "Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации в первом полугодии 2000 года" со ссылкой на Госкомстат РФ свидетельствуют о спаде производства в Калининградском регионе. В области произведено 13,1 тыс. тонн мяса скота и птицы, что составляет всего 74,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство молока составило 111,2 тыс. тонн или 96,3% прошлогоднего. Яиц получено 93,9 млн. штук или 86,2% от производства первого полугодия прошлого года. Статистики отметили в Калининградской области самый большой для Северо-Запада спад производства яиц, мяса и молока.

Юрий Маточкин, занимавший пост губернатора до 1996 года, ныне президент фонда "Региональная стратегия", считает, что "квоты необходимо вводить на подакцизные товары (сигареты, алкоголь) кроме бензина. Кроме того, необходимо иметь методику квотирования и знать, какие квоты действительно необходимы области и в каком объеме".

Парадоксы, переходящие в ошибки

Парадоксы свободной зоны в Калининградской области, очевидно, следуют из явной непродуманности действий местной исполнительной власти. ОЭЗ с продекларированными льготами заметно оживила инвестиционный процесс в регионе. Были построены современные предприятия - такие, как "Калининградский деликатес" (с литовским капиталом), "Балтмясопром" (создан на деньги московских акционеров). Но в области просто не производится требуемого количества сырья (только "Калининградскому деликатесу" требуется ежегодно 10 тыс. тонн мяса), а купленное на аукционах удорожает продукцию настолько, что ее нет смысла везти через две границы в российские регионы.

В местных СМИ 1 августа появилось обращение 26 руководителей предприятий мясопереработки к жителям области, Бизнесмены заявляют о несогласии с введением квот и прогнозируют сворачивание производства на большинстве мясоперерабатывающих предприятий. "Сравнивал ли кто, - спрашивают авторы заявления, -сколько получит бюджет от продажи квот и сколько потеряет в результате снижения или остановки производства в смежных отраслях?". Подобных вопросов много. Например, зачем область принимала литовские инвестиции в 5 млн долларов на строительство "Калининградского деликатеса", а затем, ограничивая предприятию ввоз сырья, мешает его развитию. Разве с самого начала не было понятно, что мощному современному предприятию сырья потребуется много? Как видно, чиновников совсем не заботит тот факт, что они режут курицу, несущую золотые яйца: компания является крупным налогоплательщиком, перечисляя в бюджеты всех уровней в общей сложности около 500 тыс. долларов. Мясопереработчики выразили свои претензии и в письме президенту РФ. Инвесторы намерены оспаривать введение квот в Верховном суде РФ.

Вот мнение депутата областной Думы профессора Сергея Козлова: "В целом политика ограничения режима свободной таможенной зоны провалилась. Конечно, есть группы владельцев отдельных производств, которым квотирование помогло, но макроэкономический эффект для региона позитивно оценить невозможно. Исполнительная власть области продемонстрировала заинтересованность в сосредоточении в своих руках финансовых потоков всех видов квот, возникающих в хаосе аукционов по продаже. Более того, благодаря квотированию под прямой контроль чиновников попадают крупные оптовые продавцы основных продуктов питания, подакцизных товаров, автомобилей, стройматериалов. Условия для развития коррупции становятся идеальными. Региону же фактически навязывается нерыночное административно-бюрократическое регулирование экономики с трудно прогнозируемыми для населения последствиями".

Калининград

У партнеров

    Реклама