Кредитная история должна работать

Экономика и финансы
Москва, 16.09.2002
«Эксперт Северо-Запад» №34 (95)
В администрации Петербурга уверены, что бюджетный дефицит не испортит инвестиционную привлекательность города

Бюджетно-финансовая политика администрации Петербурга всегда выделялась на общероссийском фоне эксцентричностью. Однажды комитет финансов решил пополнять бюджет займами и первым в стране наладил выпуск муниципальных краткосрочных облигаций (удовлетворяющих мировым стандартам). А когда эта мода начала стремительно распространяться по стране, неожиданно дал "задний ход" - стал сворачивать долговую пирамиду и первым в стране перешел на бездефицитный бюджет, что спасло город во время финансового кризиса 1998 года.

А сейчас комитет финансов удивил всех намерением отказаться от этого знакового принципа - в проекте бюджета на 2003 год заложен дефицит в 1471 млн рублей (1,9% от общих расходов), причем часть заемных средств передается ГУПам, уже давно справедливо критикуемым за непрозрачность. На некоторые вопросы, связанные с бюджетом, ответил вице-губернатор Петербурга, председатель комитета финансов Виктор Кротов.

- Почему вы посягнули на "святое"?

- К настоящему времени город заработал неплохую кредитную историю, и мы решили, что пора ею воспользоваться, для того чтобы создавать благоприятные условия для развития бизнеса. Не надо возводить бездефицитность в догму - это лишь способ решения финансовых проблем, связанных с иностранными заимствованиями. В 97-м году долг Петербурга был переведен в евробонды на сумму 300 млн долларов. Формируя сначала бездефицитный, а потом и профицитный бюджеты, мы за прошедшие годы справились с этой проблемой - в июне этого года погасили последние 110 млн долларов долга по евробондам.

Город показал себя добросовестным заемщиком - мы ни разу не просили отсрочек по текущим выплатам. Даже во время кризиса 1998 года не было никаких сбоев в обслуживании наших долговых обязательств как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В результате позиция Санкт-Петербурга на рынке внешних заимствований сегодня оценивается очень неплохо. И теперь, когда мы вернули иностранные долги, грех не воспользоваться ситуацией. В конце концов, весь цивилизованный мир живет в долг, ничего страшного в этом нет, надо лишь аккуратно по долгам рассчитываться. А это нам уже вполне по силам.

По прогнозам, мы можем сейчас занять деньги на Западе на весьма выгодных условиях - лучших, чем в 97-м году. Умеренный дефицит, который мы закладываем в проект бюджета на следующий год, не страшен для города. Он серьезно не утяжеляет долговое бремя.

- Каков общий объем городского долга?

- На данный момент он не превышает 9 млрд рублей. Мы должны в том числе и иностранным организациям - это кредиты Европейского банка реконструкции и развития, остаток от тех заимствований, которые были осуществлены с помощью Мирового банка. Мы исправно их обслуживаем. И новый заем, я уверен, на общую картину существенно не повлияет. Расходы на его обслуживание будут, конечно, заложены в бюджет, но, по нашим прогнозам, общая величина затрат на обслуживание городского долга останется в пределах 3% к расходам бюджета. Хотя еще пару лет назад такого рода расходы превышали 8%.

- Зачем вам вообще это надо? Для чего вы залезаете в долги?

- Для развития городской инфраструктуры. Недостаточно развитая, она стала одним из основных тормозов в развитии экономики Петербурга. Средств на это из года в год выделяется явно недостаточно - у города не хватает для этого внутренних возможностей. С другой стороны, частные деньги сюда не привлечь: бизнес не станет вкладывать средства в прокладку инженерных сетей, строительство дорог, очистных сооружений и т.п. Поскольку финансовая ситуация сейчас в городе стабильная, было принято решение занять деньги на инфраструктуру.

Мы создали специальный Фонд развития инфраструктуры, который будет формироваться как из бюджетных, так и из внебюджетных источников. Он будет финансировать проекты, отобранные специальной комиссией под руководством губернатора. Это, например, пробивка Витебского проспекта до Московского шоссе в районе поселка Шушары, подводящий коллектор к Юго-Западным очистным сооружениям, создание транспортной связи Обводного канала с Дунайским проспектом в створе Митрофаньевского шоссе - Кубинской улицы, реконструкция завода по переработке твердых бытовых отходов в поселке Янино.

- По каким принципам отбирались проекты?

- Помимо хозяйственной целесообразности важнейшим критерием было наличие бюджетной отдачи. Проекты должны привести либо к увеличению в будущем поступления доходов, превышающих вложения, либо к сокращению неэффективных расходов. В первую очередь это связано с нашими городскими монополистами. Например, за счет фонда мы собираемся провести модернизацию ГУП "ТЭК" с целью добиться того, чтобы себестоимость его услуг была значительно ниже, чем сегодня. И тогда мы будем гораздо меньше тратить на компенсацию разницы тарифов ТЭК и себестоимости его услуг.

В Законодательном собрании нам придется детально обосновывать целесообразность каждого проекта. Но, по оценкам специалистов и комитета экономики, и нашего комитета, и комитета по строительству, и комитета по энергетике, и других, реализация отобранных инфраструктурных проектов позволит в будущем привлечь гораздо больше средств в бюджет, чем мы затратим на обслуживание кредитов и их последующее погашение. Эти затраты перекроются дополнительными доходами и сокращением неэффективных расходов, которые бюджету в противном случае пришлось бы нести в последующие годы. Вот что такое Фонд развития инфраструктуры.

- Нет ли среди отобранных проектов программы инженерной подготовки пятен под застройку, о необходимости которой давно говорят строители?

- Такой программе должно предшествовать создание нового генерального или градостроительного плана города. Такая работа ведется. Что касается сроков ее окончания, то тут я ничего сказать не могу - это очень большая работа, она требует серьезных средств, порядка 200 млн рублей. С этим вопросом надо в первую очередь обращаться к комитету по градостроительству и архитектуре.

- Сколько всего вы намерены занять для фонда?

- Если осуществим заимствования в полном объеме, запланированном в бюджете, то остатки на наших счетах в конце этого года будут превышать 3 млрд рублей. Заимствовать мы можем, по Бюджетному кодексу, только в объемах погашения долга на внешнем рынке. В этом году погасили 110 млн долларов по евробондам, еще около 10 млн по другим кредитам - Европейского банка, Мирового банка. Общая сумма заимствований на внешнем рынке не может превышать, таким образом, примерно 120 млн долларов.

На сегодняшний день Фонд развития инфраструктуры сформирован из бюджетных источников в объеме около 1,5 млрд рублей. Возможно, нам придется занять денег меньше, чем предусмотрено планом. Нас очень поджимает время - с учетом политических рисков, связанных с выборами в ЗакС в первых числах декабря.

- Кредиторов уже нашли?

- Мы разослали предложения 11 ведущим мировым банкам с самыми высокими рейтингами. 30 сентября, по окончании конкурса, вскроем конверты и увидим, какие условия нам будут предложены. В зависимости от этого станем принимать решения. С учетом того, что бюджет к тому времени будет уже в Законодательном собрании, вопросы привлечения средств мы обсудим с депутатами.

- Есть ли у вас принципиальная позиция об условиях заимствования? То есть планка, ниже которой вы не будете опускаться?

- Да. Мы считаем, что это должны быть ценовые условия: те же самые, что в 97-м году, но на 7 лет. А если на более короткий срок, то кредит должен быть более дешевым. Если же не найдем желающих на такие условия, тогда отложим заимствование до того момента, когда будет изменен Бюджетный кодекс. Сейчас многие регионы, в том числе Петербург и Москва, активно лоббируют поправку, которая должна заменить нынешнее чисто административное ограничение возможности привлечения регионами заемных средств на внешних рынках экономически обоснованными критериями.

- Вы не боитесь, что такое резкое изменение финансовой политики, появление дефицитности бюджета может негативно повлиять на кредитный рейтинг Санкт-Петербурга и вообще на инвестиционную привлекательность нашего города?

- Нет, не боимся. Потому что не собираемся тратить заемные средства на текущее содержание города, а специально для них создали Фонд развития инфраструктуры. Для западных инвесторов это понятная вещь. Они даже наоборот - с большим, что ли, удовольствием, с большей уверенностью дают средства под конкретные проекты, экономическую целесообразность которых город может обосновать, показав, что эти проекты принесут дополнительные доходы в бюджет.

Собственно говоря, появление дефицита бюджета - показатель очень хорошей, устойчивой финансовой ситуации в городе. Долг у города достаточно низкий, а его кредитный рейтинг таков, что позволяет занимать средства на очень приличных условиях. Хочу подчеркнуть, что для привлечения заемных средств мы сегодня ориентируемся не только на внешний рынок. В комитете финансов разработана и, в принципе, уже начинает реализовываться программа по увеличению сроков погашения внутреннего долга до 5-7 лет при сохранении нынешних ставок заимствований на внутреннем рынке.

Бумаги, которые выпускает город, из спекулятивных превращаются в инвестиционные. Два выпуска таких бумаг были этим летом зарегистрированы в Минфине. Это долгосрочные бумаги со сроком обращения от 5 до 13 лет. Одна бумага - с переменным купоном, другая - с постоянным. Мы постепенно увеличиваем сроки обращения наших городских облигаций на внутреннем рынке, чтобы серьезно увеличить общую дьюрацию нашего внутреннего долга, которая сегодня составляет почти 800 дней, то есть уже близка к двум с половиной годам.

- Какой общий объем бюджетных инвестиций запланирован на следующий год?

- Бюджет развития - 19,5 млрд рублей. Это с учетом Фонда развития инфраструктуры, Территориально-дорожного фонда, адресной программы капитальных вложений и расходов на капитальный ремонт.

- Какими еще методами помимо развития инфраструктуры вы намерены стимулировать бизнес?

- С учетом того, что в этом году начала действовать 25-я глава Налогового кодекса, отменяющая льготы по налогу на прибыль, нами был рассмотрен такой инструмент (предусмотренный Налоговым кодексом), как налоговый инвестиционный кредит. В июне Законодательное собрание Петербурга приняло соответствующий закон, согласно которому можно получить такой кредит, причем по льготной ставке, по налогу на прибыль и по налогу на имущество, на срок до 5 или 8 лет. Условия прямо прописаны в законе: не менее 100 тыс. долларов должно быть вложено в основные средства и новые технологии. На эти суммы и предоставляется налоговый кредит.

То есть мы отказались от безвозмездных льгот и перевели их на условия возвратности, срочности и платности. И здесь, мне кажется, город продолжает политику, которую проводил все предыдущие годы, постепенно снижая налоговое бремя. Только раньше мы это делали для всех производителей, а сейчас - лишь для тех, кто вкладывает средства в развитие.

Санкт-Петербург

Новости партнеров

Реклама