Старомодный коктейль

Пятый угол
Москва, 17.02.2003
«Эксперт Северо-Запад» №6 (115)

Губернатор Петербурга Владимир Яковлев потребовал от своего правительства уже в 2004 году увеличить размер городского бюджета почти в 1,5 раза и довести его до 100 млрд рублей. "Пока мы идем по консервативному пути, но такой бюджет не соответствует стратегии развития Санкт-Петербурга", - подчеркнул Яковлев. По словам председателя комитета финансов Виктора Кротова, "если мы так решим, то после консультаций с Законодательным собранием и налоговой инспекцией сможем поднять эту цифру до 100 миллиардов". Он не пояснил, за счет каких источников возможен подобный рост доходной части бюджета, однако подчеркнул, что "экономика города способна это сделать".

В том, что экономика "способна", сомнений нет. Более того, если бы она "захотела", то смогла бы даже удвоить бюджет - и в нынешнем году. Но вот этого-то желания, судя по всему, у нее становится все меньше. Не платить налоги вообще, а делиться доходами с ЭТОЙ властью. Потому что, во-первых, при нынешних масштабах разворовывания бюджетных средств (прикрытых гладкими формулировками вроде "нецелевое расходование") сколько бюджет ни наполняй, все равно на "стратегию развития" не хватит.

Губернатор, впрочем, уже не скрывает свою озабоченность этим обстоятельством и пытается минимизировать ущерб созданием очередного контрольного органа. На заседании городского правительства в прошлый понедельник решено "создать из проверяющих отдельную коллегию, в которую войдут представители административного комитета, комитетов экономики и финансов". Коллегия, возглавлять которую Владимир Яковлев поручил руководителю своей канцелярии вице-губернатору Александру Беглову, будет исполнять "контрольные и рекомендательные функции". Однако губернатор призвал отнестись к ней серьезно: "Если кто-то не поймет, коллегия примет меры. И для тех, кто проявит недопонимание, результаты будут страшными".

Но "страшными результатами" сегодня вряд ли кого-то напугаешь - ими угрожали и комитет государственного контроля Санкт-Петербурга, и ревизионное управление комитета финансов (последнее в прошлом году даже обнародовало впечатляющие цифры "нецелевого использования" и назвало имена проказников - и ничего, никаких оргвыводов). Не говоря уж о реформе бюджетной сферы, формально одобренной Владимиром Яковлевым еще в конце 2000 года, начатой комитетом финансов в 2001 году и до сих пор не принесшей заметных результатов, хотя главной ее целью была именно борьба с нерациональным (в том числе "целевым") расходованием бюджетных средств отраслевыми комитетами.

Вторая причина прохладного отношения петербургских налогоплательщиков к фискальным претензиям Смольного заключается в том, что сама эта "стратегия", на которую собираются деньги, уж очень несовременна. Я имею в виду не ту формальную стратегию, что записана в презентационных документах, а другую, реальную, которой на самом деле следует администрация. Нынешний Смольный строит не тот Петербург, который нужен современной экономике, современному бизнесу, прагматичным "новым петербуржцам", ориентированным на частную инициативу и "рыночный" образ жизни. И главным образом потому, что старорежимные, феодальные, по сути, методы неадекватны декларируемым современным целям. В 2003 году Смольный продолжает мыслить категориями первой половины 90-х годов прошлого столетия, когда альфой и омегой экономики был бюджет - государственный или городской. Сегодня же очевидно, что бюджет, даже растущий, не может (да и не должен!) выстроить цивилизованный город - тем более усилиями коррумпированных чиновников и прикормленных фирм, озабоченных только "распиловкой" бюджета. Напротив, на бюджетные средства у нас воспроизводится разруха - на дорогах, в жилых домах, в социальной сфере.

Между тем существует и другой Петербург - "внебюджетный". Он строится усилиями "новых петербуржцев" - на их деньги, их методами и в соответствии с их представлениями о том городе, в котором они хотят жить. Он резко контрастирует с "бюджетным" - внешним видом своих офисов, ассортиментом товаров в своих магазинах, зарплатой рядовых работников своих предприятий, эффективностью менеджмента, эстетическими представлениями наконец. Потому и инвестиции в город поступают главным образом благодаря новым людям, а не политике администрации, именно они обеспечивают рост городской экономики. Да и бюджет наполняется главным образом с их доходов, но вот расходуется он вопреки их представлениям. На их деньги Смольный пытается строить "чужой Петербург". И в этом конфликте состоит главная проблема городской политики.

Ориентированный на частный бизнес, на современные методы управления, прагматичные и реалистические цели, "новый Петербург" несовместим с ностальгирующим по советской административно-командной системе, стремящимся всеми командовать и всех опекать "бюджетным Петербургом". Время последнего заканчивается, закатывается звезда его лидера - Владимира Яковлева. Это уже чувствуют даже его соратники: недаром прогубернаторский блок в ЗакСе подвергается кадровой эрозии через месяц после фактической победы на выборах. Участившиеся в последнее время наезды (в обоих смыслах слова) эмиссаров из Москвы свидетельствуют: развязка петербургского "узла" приближается.

Новости партнеров

    Реклама