Строители подводных лодок объединяются

16 июня 2003, 00:00
  Северо-Запад

До конца 2003 года ФГУП "Адмиралтейские верфи"и ЦКБ "Рубин"объединят активы в области создания неатомных подводных лодок. Такое заявление сделал российский министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов во время своего визита в Петербург.

Чиновник отметил, что на рабочем совещании в ЦКБ "Рубин" процесс обсуждения создания единой интегрированной структуры практически завершился. Однако представители предприятий комментировать готовящееся слияние пока отказываются. Мысль об объединении "Адмиралтейских верфей" и "Рубина" возникла в середине 1990-х годов. Сейчас Россия сохраняет одно из лидирующих мест в сфере строительства и экспорта современных дизельных подводных лодок.

В 2002 году был подписан контракт о строительстве восьми подводных лодок для Китая, ранее были поставлены две лодки класса "Кило-877" в Иран. Традиционно покупателями российских дизельных лодок также являются Ливия, Северная Корея, Индия и Алжир. Ремонтируются эти лодки опять же на петербургских верфях.

Однако в последнее время заказы традиционных российских партнеров начали перехватывать другие страны. Так, в 1990-х годах подводные лодки для Индии строила Германия. Сейчас в стадии переговоров находится договор на постройку дизель-электрических субмарин по индийскому заказу во Франции (ожидаемая сумма контакта - около 1,8 млрд долларов). Эксперты склонны объяснять срыв контрактов тем, что российские предприятия оборонного комплекса чисто физически не могут выполнять заказы качественно и точно в срок.

В этих условиях для России логично стремиться к концентрации ресурсов судостроительной отрасли. Информагентства цитируют Илью Клебанова, который заявил, что в случае объединения конструкторских и технологических потенциалов "Адмиралтейских верфей" и ЦКБ "Рубин" цикл строительства подводных лодок сократится примерно на полгода. А в дальнейшем вероятна возможность создания мощного судостроительного холдинга, который сможет производить как атомные, так и неатомные подводные лодки на внешний рынок и для ВМФ России: завод в Северодвинске так перегружен государственными заказами, что у него нет времени на коммерческие проекты, а завод "Красное Сормово" находится далеко от моря. Существование нового холдинга позволит России браться за крупные зарубежные заказы и сохранять лидирующее положение производителя подводных лодок. По мнению Ильи Клебанова, объединение "Адмиралтейских верфей" и "Рубина" может ускорить еще одну интеграцию - Балтийского завода и "Северной верфи".

Санкт-Петербург