Преклонив колени

Разобраться в классификации бургундских вин проще, чем кажется на первый взгляд. Главное - запомнить нужные названия

В самом сердце Бургундии, к югу от Дижона и к северу от Бона, на благословенной земле Золотого берега (Cфte d'Оr) приютилась винодельческая коммуна Шассань-Монраше (Chassagne-Montrachet), в которой создают одно из самых знаменитых белых вин мира. Бургундия испокон веков славилась своими белыми винами, слава которых затмевает даже солидное реноме их красных собратьев.

Скажите просто "Монраше"...

Если не брать в расчет Шабли (этот регион стоит особняком в классификации бургундских вин), а также знаменитое Пуйи-Фюиссе (Pouilly-Fuissй), производящееся в Маконе (Maconnais), то самым щедрым на белые вина регионом в Бургундии стоит признать Кот де Бон (Cфte de Beaune), который вместе с Кот де Нюи (Cфte de Nuits) и образует пресловутый Кот д'Ор - Золотой берег Бургундии. В сознании не посвященного в хитросплетения бургундской винной классификации все эти "коты" сливаются в занудную абракадабру, поэтому на первых порах имеет смысл сосредоточить внимание не столько на названиях регионов, сколько на наименованиях самих вин. Тем более что некоторые из них уже давно на слуху, да и любому сомелье в приличном ресторане будет куда приятнее, если вы закажете то же Шассань-Монраше, нежели абстрактное "белое бургундское".

Немалое число, если не большинство, специалистов считают Шассань-Монраше самым важным сухим белым вином в мире. Александр Дюма призывал пить это вино, сняв шляпу и став на колени. Автор "Трех мушкетеров" мог перегнуть палку в своих романах, но в его оценке вин сомневаться не приходится.

...и попросите не переохлаждать

В коммуне Шассань-Монраше производят и красные вина из пино нуар, но апелляции Гран Крю там удостаиваются только белые вина. Поражают они своей мощью, каковой не сможет похвастаться ни одно белое вино в мире. При этом букет их тонок и изящен, сразу и навсегда он пленяет неповторимыми нотами миндаля (свежего - в молодых экземплярах и поджаренного - в более зрелых). Вина эти обладают прекрасной структурой, но не отличаются повышенной кислотностью и для аперитива, разумеется, не годятся. Вкус их мягок и нежен, как спелые медовые яблоки, а с годами они приобретают особую изысканность. Причем даже ординарные вина этой винодельческой общины пролежат в вашем погребе лет десять, не говоря уже о винах Премье и Гран Крю, которые можно хранить в два раза дольше. Поэтому Шассань-Монраше прекрасно подходит не только к рыбе (чаще всего - под сочным и жирным соусом), но и, например, к такому калорийному деликатесу, как фуа-гра. Более того, оно с блеском может аккомпанировать любому белому мясу, утке или даже свинине, особенно если мясо или дичь приготовлены по китайской "технологии", да и с сырами у Шассань-Монраше отношения складываются весьма удачно, прежде всего - с сильными, зрелыми сырами, хотя это уже на любителя. Подавать Шассань-Монраше следует, разумеется, охлажденным (в идеале - до 12-14 градусов), важно только не переохладить; поверьте, лучше подать его при температуре 15, нежели 10 градусов.

Что касается категории Гран Крю (в общей сложности их виноградники занимают всего 11,41 га, с которых получается менее 500 гектолитров в год), то в Шассань-Монраше к ним относятся терруары Крио-Батар-Монраше (Criots-Bвtard-Monrachet), Монраше (Monrachet) и Батар-Монраше (Bвtard-Monrachet), что обязательно фиксируется на этикетке, при этом, по бургундской традиции, название самой общины Шассань-Монраше на винах Гран Крю не указывается - благо их немного, к тому же у всех присутствует слово Монраше, и под этим именем это вино и известно во всем мире. В отношении других вин этой общины на бутылке пишут Chassagne-Montrachet, уточняя терруар, если это Премье Крю (на эту категорию приходится, кстати, около половины всех виноградников коммуны), или просто Chassagne-Montrachet, если это вино относится к категории Village A.O.C. Таковы особенности бургундской классификации.

Лукавая Бургундия...

Теперь стоит коснуться самой, пожалуй, деликатной темы, которая, в принципе, актуальна для всех вин Бургундии. Подразумевается, что в винах так называемых коммунальных апелляций, таких, как, например, Шассань-Монраше или Мерсо, а особенно в винах Премье Крю и Гран Крю, характер местности, терруара, должен прослеживаться особенно четко. Однако это не всегда так. Дело в том, что большинство вин Бургундии производится так называемыми негоциантскими компаниями, которые в отличие от негоциантов Бордо не только закупают виноград или виноматериалы и делают из них вино, но нередко сами владеют частью виноградников, в том числе самых знаменитых. Таким образом, они, так же как и домены, выступают в роли производителей вин Премье Крю и даже Гран Крю. В этом не было бы ничего плохого, если бы не одно "но": в винах подавляющего большинства негоциантов Бургундии стиль дома преобладает над особенностями терруара и теряются те уникальные черты, ради которых, наверное, и стоит пить вина Бургундии. К сожалению, приходится констатировать, что такие вина и занимают основную часть ассортимента магазинов и супермаркетов.

Впрочем, все не так уж и плохо, поскольку среди негоциантов есть весьма достойные исключения из этого правила. К ним прежде всего относятся дома Leroy (Леруа), Drouhin (Друэн), Faiveley (Фэвле), Champy (Шампи), а также, правда с некоторыми допущениями, Jadot (Жадо) и Bouchard Pиre et Fils (Бушар).

Еще недавно в России было сложно приобрести вино, созданное бургундским доменом, то есть частным винодельческим домом, который владеет несколькими отдельными участками и производит вина только из собственного винограда. Вина лучших доменов Бургундии можно было заказать только в ресторанах. Да и то - большинство бутылок попадали Россию после того, как несколько раз были перекуплены различными торговцами. И кто знает, сколько стран и континентов они прошли, прежде чем достигнуть погребов наших ресторанов...

И как с ней бороться

Ситуация изменилась в прошлом году, когда на российском рынке было представлено собрание вин бургундских доменов, вошедших в Kauffman Private Collection. Этот отрадный факт был сразу отмечен авторитетными международными энологами, тем более что некоторые из них сами принимали участие в создании коллекции. Например, в работе над итальянской частью Kauffman Private Collection принял участие известный эксперт и автор книг о виноделии Италии, Master of Wine Николас Белфрадж.

Коллекция эта примечательна не только тем, что в нее отобраны вина лучших доменов, что само по себе не такая уж простая задача. Главное, что они закупаются непосредственно у производителей на эксклюзивной основе и гарантированно попадают к вам на стол неиспорченными, поэтому мы будем использовать имена виноделов, отобранных в эту коллекцию, в качестве своеобразного ориентира. Во-первых, они получили признание ведущих международных специалистов, во-вторых, их вино теперь представлено у нас в России, а в-третьих, оно попадает к нам в страну напрямую, минуя многочисленных посредников.

На посошок...

Что касается Бургундии и лучших виноделов Шассань-Монраше, то можно порекомендовать следующие домены: Domaine Blain-Gagnard (Блэн-Ганьар), Domaine Colin Deleger (Колен-Дележе), Domaine Fontaine-Gagnard (Фонтен-Ганьар) и Domaine Ramonet (Рамоне). Каждый из них заслуживает отдельного упоминания. Так, например, вина Domaine Blain-Gagnard можно назвать архетипом Шассань-Монраше, в них проявляются все лучшие качества, которые может дать сорт шардоне. Они насыщенные, элегантные и способны на длительное, многолетнее развитие.

Кардинально другой стиль демонстрируют вина Domaine Colin Deleger. Они отличаются ярким фруктовым характером с орехово-мятной "начинкой", быстро созревают и обладают прекрасной концентрацией и округлостью. Благодаря этим качествам, особенно способности "расцветать" уже через пару-тройку лет, вина Colin Deleger популярны в США. Они походят на вина еще одного великолепного производителя из Шассань-Монраше - Domaine Fontaine-Gagnard, который также создает удивительно плотные, сильные вина с поистине взрывным фруктовым вкусом.

Но, пожалуй, самым титулованным винодельческим домом, выпускающим вина Шассань-Монраше, считается Domaine Ramonet. Специалисты единодушно дают ему самую высокую оценку среди производителей коммуны. Известный винный критик Клайв Коутс пишет о нем следующее: "Белые вина этого дома - исключительные, полнотелые, обладающие яркой индивидуальностью и длительным послевкусием. Они богатые и мужественные, плотные и концентрированные". К этому можно добавить, что, несмотря на истинно "мужской" характер, которым обязательно должно обладать Шассань-Монраше, вина Ноэля и Жан-Клода Рамоне таят в своем букете еще и ни с чем не сравнимое сладострастие, некий, если угодно, интеллектуальный эротизм, и это, бесспорно, одни из самых утонченных шардоне, какие только можно встретить в этом мире. Смею предположить, что именно такое Шассань-Монраше имел в виду Александр Дюма, когда с бокалом этого вина он, сняв шляпу, падал в восхищении на колени.