Небо на двоих

Повестка дня
Москва, 15.12.2003
«Эксперт Северо-Запад» №47 (156)

Правительство России утвердило проект объединения двух крупнейших государственных авиаперевозчиков - ФГУП "Пулково" и государственной транспортной компании (ГТК) "Россия". По сообщениям информационных агентств, проект был передан на рассмотрение Путину.

Речь об объединении компаний впервые зашла в августе 2002 года, после выхода в свет поручения правительства, в котором говорилось о создании объединенного авиапредприятия "на базе имущественных комплексов" ГТК "Россия" и "Пулково". Тогда же была определена организационно-правовая форма будущего предприятия - федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП).

Авиаперевозчики находятся в разном ведомственном подчинении: "Пулково" относится к Министерству транспорта, а "Россия", созданная в 1992 году специально для осуществления правительственных авиаперевозок, курируется Управлением делами Президента. Различаются компании и по экономическому состоянию. При сопоставимой численности находящихся на балансе самолетов (около 40 - у "России" и около 50 - у "Пулково") итоги деятельности двух компаний существенно разнятся. "Россия", которая занялась коммерческими перевозками пассажиров для покрытия издержек на содержание "правительственного" авиапарка и авиаотряда, значительно отстает по своим показателям от крупнейших авиаперевозчиков. Так, в 2002 году ГТК перевезла 400 тысяч пассажиров. Компания "Пулково" за тот же период - 2,5 млн пассажиров. Выручка петербургского предприятия составила 256 млн долларов, прибыль до налогообложения - около 43 млн долларов. Финансовые результаты деятельности ГТК "Россия" не афишируются, но, по данным некоторых изданий, ее кредиторская задолженность достигает 900 млн рублей.

Правительством рассматривалось несколько проектов объединения двух авиаперевозчиков, в том числе разработанный специалистами компании "Пулково". Пока точно неизвестно, какой сценарий утвержден. Но с большой долей вероятности можно предположить, что большая часть имущественного комплекса ГТК "Россия" будет передана на баланс "Пулково" и укрупненная компания останется в подчинении Минтранса. Несколько лайнеров и авиаотряд будут выделены из ГТК и оставлены в ведении Управления делами Президента - специально для главы государства и главы правительства страны.

Очевидно, что после объединения государственная авиакомпания станет второй по величине после "Аэрофлота" и сможет конкурировать с частными перевозчиками. Слияние может произойти уже весной 2004 года. На 2005 год запланирована приватизация ФГУП "Пулково", однако предполагается, что все акции останутся в собственности государства.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама