Рынок ищет работу

Москва, 18.10.2004
«Эксперт Северо-Запад» №39 (196)
Вторичный рынок иномарок трансформируется. На него выходят автомобили second hand российского происхождения

На российский вторичный рынок иномарок в рекордном 2002 году было ввезено более 500 тыс. машин. За годы массированного импорта вокруг этого рынка сложилась мощная инфраструктура. Сегодня, в связи с сокращением ввоза подержанных иномарок, субъекты этой инфраструктуры оказались незагруженными и ищут приложения своих ресурсов. В результате таких поисков меняются структура предложения и уровень цен, осваиваются новые каналы поставок, повышается качество обслуживания. Все большую роль начинают играть подержанные машины российского происхождения. Несмотря на застой, местами переходящий в спад, на этом рынке уже видны ростки чего-то нового, что со временем может стать основой цивилизованного вторичного рынка. А без него автомобильный бизнес не может нормально существовать.

На встречных курсах

Парк легковых автомобилей, особенно в крупных городах, отличается большим динамизмом - как с точки зрения количества и структуры, так и с точки зрения смены владельцев. В столицах число актов регистрации (включая перерегистрацию при очередной смене владельца) ежегодно составляет в среднем около 18% от общего объема зарегистрированных автомобилей. В 2003 году 50% регистраций приходилось на иномарки. Причем лишь 15% - первичная регистрация новых автомобилей (у которых год регистрации совпадал с годом выпуска), остальные 35% - иномарки с вторичного рынка. Для Петербурга это соответствует ежегодному обороту порядка 65 тыс. автомобилей. Таким образом, в 2003 году при средней цене иномарки в 10 тыс. долларов годовой оборот вторичного рынка составил около 650 млн долларов.

До введения повышенных таможенных пошлин основная часть вторичного рынка города заполнялась за счет импорта подержанных иномарок. В 2003 году суммарный импорт иномарок заметно снизился, и в этом году, судя по прогнозам, наблюдается та же тенденция. При этом динамика изменений импорта новых и подержанных автомобилей разнонаправлена: при росте продаж новых машин иностранного производства через официальную дилерскую сеть более чем в два раза ввоз подержанных автомобилей сильно сократился. Столь значительные и в основном негативные для вторичного рынка легковых иномарок изменения оказали на него большое влияние и продолжают влиять. По практически единодушным оценкам операторов, вторичный рынок, переживающий явно не лучшие времена, находится в фазе стагнации.

Два мотива

В целом у покупателей автомобилей иностранного производства, несмотря на общее сокращение импорта, варианты выбора расширились и, как следствие, повысились их требования. Кто хочет и может - покупают новые автомобили и перестают ориентироваться на вторичный рынок. И таких потребителей с каждым днем все больше.

Однако у вторичного рынка и сегодня есть свои клиенты, которых можно разделить на две группы. Управляющий автоцентром " Гема-Питер" Виталий Новиков так поясняет различие между ними: "Человек покупает подержанный автомобиль, когда не может позволить себе новый. Но есть и другая мотивация. Когда машина вышла из салона, она тут же подешевела. Пусть не сильно, но за год в среднем на 10-15%. Поэтому можно сэкономить и купить иномарку дешевле. А при частой смене альтернативы подержанному автомобилю просто нет". Близкая логика характерна и для покупателей автомобилей second hand премиум-сегмента. Директор по маркетингу и продажам ЗАО "Вехо" Даниил Карпиченко считает, что "применительно к нашей марке - Mercedes-Benz - интерес к покупке подержанного автомобиля свидетельствует о желании приобрести престижную машину по более низкой цене и явном нежелании покупать новый автомобиль и потерять в первый год более 20% стоимости".

Естественное желание сэкономить имеет в разных сегментах свои особенности. Если для первой группы (автомобили из нижнего сегмента - до 10 тыс. долларов) критичной является сама возможность покупки, то во второй группе (ориентированной в основном на верхний сегмент - свыше 20 тыс. долларов) выбор определяется престижем модели и сопутствующим сервисом. Остальные потребители занимают промежуточную позицию как с точки зрения мотивов выбора, так и с точки зрения материальных возможностей. Судя по всему, бизнес в сложившихся непростых условиях уже нащупал адекватные ответы на запросы этих групп потребителей.

Главное - цена

Для "небогатой" группы потребителей автомобили из Европы в связи с динамикой курсов евро - доллар стали слишком дороги. Сегодня они поставляются в основном на заказ, при этом количество заказов существенно сократилось. До недавнего времени основные поставки сравнительно дешевых иномарок приходились на страны Балтии, где создан настоящий конвейер по восстановлению и предпродажной подготовке автомашин, в том числе после аварий, наводнений и даже угонов. Сегодня интерес к этим автомобилям снизился.

В последнее время стали выгодны поставки автомобилей из США и Японии, поскольку их цены привязаны к доллару, они остаются привлекательными для первой группы потребителей даже с учетом дополнительных расходов на доставку. Поэтому как на рынках, так и в автосалонах отмечается явное увеличение предложения подержанных автомашин из этих стран, крупнейших по объемам производства автомобилей. Специалисты отмечают, что клиентам нравится традиционно богатая комплектация японских и американских машин. Правда, директор автоцентра " Бакстер" Евгений Мельников заметил, что "по техническому состоянию автомобили из США явно уступают автомобилям из Европы, особенно из Германии".

Автомобили из Японии с правосторонним управлением до недавнего времени сравнительно редко встречались на Северо-Западе, хотя их экспансия с Дальнего Востока уже давно дошла до Урала. Дальневосточные умельцы ответили на рост таможенных пошлин отверточной сборкой подержанных автомобилей, ввезенных под видом запасных частей. Процедура сборки стоит всего около 500 долларов, что позволяет обеспечить конкурентную цену даже с учетом доставки через всю Россию.

Большинство автомобилей из этого сегмента продаются на авторынках и, несмотря на все ухищрения перегонщиков, даже здесь средняя стоимость автомашин повысилась с 6 тыс. до 8-10 тыс. долларов. Виталий Новиков сетует на "подавляющий перевес авторынков": "Люди упрямо идут туда, даже зная, что ничего хорошего там купить нельзя". К сожалению, печальный опыт прошлых лет так и не научил покупателей вторичного рынка интересоваться не только ценой, но и происхождением автомобиля.

А ведь не зря с 1 октября этого года, в соответствии с очередными поправками, внесенными в Кодекс об административных правонарушениях и Таможенный кодекс, Федеральная таможенная служба РФ будет штрафовать виновных или конфисковывать автомобили, ввезенные в страну с нарушениями правил. Связано это в том числе и с тем, что, по информации таможенной службы, для контрабандного ввоза подержанных иномарок в Россию стали широко использоваться следующие схемы: автомобиль ввозится в Россию временно и исчезает; при этом либо делаются липовые справки об его утрате (угон, ДТП, в результате которого автомашина восстановлению не подлежит, и т.д.), либо "теряются" документы или оформляется заключение экспертизы, что "номера не установлены", и выдаются новые документы. Ужесточение таможенных правил может оказать влияние и на цены. Некоторые специалисты считают, что дополнительные риски будут способствовать повышению цен не только на подержанные, но и на новые иномарки.

Сделайте мне красиво

Покупатели второй, "амбициозной" группы ищут не просто автомобиль, а престижный автомобиль. Они реже обращаются на авторынки и торговые площадки комиссионной продажи, предпочитая автосалоны, которые предлагают услуги сервиса, дают гарантии, торгуют в кредит. Автосалоны, специализирующиеся на автомашинах стоимостью свыше 25-30 тыс. долларов, если и снизили объемы продаж, то незначительно.

Так, автосалон "ИНЕКС", работающий на вторичном рынке иномарок уже около 15 лет, не только продает автомобили, в том числе в кредит, но и обеспечивает их техническое обслуживание, даже выдает корпоративную сервисную книжку. При этом в автосалон не принимают машины от незнакомых поставщиков, что является своеобразной гарантией от проблем, связанных с происхождением автомобилей.

В целом же у автосалонов, специализирующихся на продаже подержанных иномарок, неплохие перспективы, принимая во внимание, что с начала следующего года возможно введение новых правил снятия автомобилей с учета. Сейчас эта процедура совершается до момента продажи, а по новым правилам продавец сможет снять машину с учета после заключения сделки. Согласно решению Верховного суда, в Постановлении правительства РФ 408 от 12 августа этого года закреплена поправка: снимать транспортное средство с учета можно только с прекращением права собственности (т.е. уже после продажи). Чем это обернется на практике, предугадать нетрудно: прежде всего возникнут проблемы с расчетами, а в этом случае могут помочь автосалоны, которые выступят гарантами сделки.

Дорогой пробег по России

До сих пор характеристика "без пробега по России" является наилучшим косвенным признаком хорошего технического состояния подержанного автомобиля. На этой основе, как считает директор автосалона "Инекс" Владимир Мирончик, "сложился определенный стиль эксплуатации автомобилей, когда покупатель берет машину "без пробега по России", ездит на ней год-полтора без проблем, а потом продает и покупает другую по такому же принципу".

Сокращение импорта подержанных иномарок делает такие автомобили в среднем на 20-30% дороже при прочих равных условиях. С другой стороны, это приводит к расширению предложения автомашин, ввезенных в Россию ранее, причем как подержанных, так и новых. Пока в основном с "пробегом по России" предлагаются иномарки, попавшие в нашу страну подержанными, однако уже начинает формироваться сегмент вторичного рынка, базирующийся на продаже машин, купленных у российских дилеров. Так, Даниил Карпиченко считает, что на вторичном рынке автомобилей Mercedes-Benz "раньше превалировали автомашины из Европы, сейчас 90% - иномарки, проданные ранее российскими дилерами". А Руслан Логвиненко, начальник отдела продаж автосалона "ИЛЛАН", отмечает, что "в связи с общим ростом продаж новых иномарок через дилерскую сеть доля дилерских машин на вторичном рынке за последние два-три года увеличилась в несколько раз". К сожалению, заслуга дилерских автоцентров в этом невелика.

Дилерам пока хватает

Практически все дилерские автоцентры в перечень предоставляемых услуг включают зачет цены сдаваемого старого автомобиля при покупке нового - так называемая схема trade in. Однако и в этом случае возможны варианты. Наталья Кушнерева, менеджер автоцентра "Евросиб-Лахта", дилера BMW, сообщает: "Мы, как официальные дилеры, не имеем права торговать подержанными автомобилями, поэтому, сотрудничая с нашими партнерами, лишь помогаем клиенту при необходимости продать его автомобиль". Хотя, справедливости ради, надо отметить, что при входе в родственный автоцентр "Евросиб-Сервис" размещена специальная информационная стойка, предлагающая клиентам подержанные автомобили BMW. Опрос специалистов отделов дилерских продаж показал, что в месяц принимается в зачет в среднем 5-10 машин, что составляет 10-15% от объема продаж новых автомобилей.

Столь низкая востребованность услуги trade in связана с достаточно высоким процентом снижения цены за каждый год эксплуатации. Так, в первый год цены снижаются на 10-30% (в зависимости от модели и пробега), через два-три года - еще на 20%. Если средний возраст сдаваемого автомобиля 2,5 года, снижение цены составляет около 40%. Поэтому многие клиенты предпочитают продавать автомашины через независимые салоны самостоятельно, что позволяет сэкономить как минимум 1-2 тыс. долларов.

Судя по всему, дилеры пока сконцентрировали усилия на удовлетворении спроса на новые автомобили и не очень заинтересованы в развитии услуги по приему старых. Однако процесс, как говорится, пошел.

Чем ответят дилеры?

Дилеры отвечают не только за продажи новых автомобилей и их сервис, но и за марку в целом. Поэтому они обречены на более активную роль в формировании вторичного рынка, рациональная модель которого уже давно работает в других странах.

В европейских странах сложился следующий стиль использования автомобилей (в этом немалая заслуга дилеров): потребители, которые следят за автомобильной модой, покупают или берут в лизинг у дилеров новые модели. В среднем через три года появляется еще более новая модель, поэтому старый автомобиль сдается дилеру и попадает на вторичный рынок. Очередной владелец через шесть-семь лет в силу экономической нецелесообразности дальнейшей эксплуатации автомобиля ищет пути его реализации. До недавнего времени эти автомашины в массовом порядке вывозились в Восточную Европу, в том числе в Россию. Теперь былой массовости нет, поэтому вновь возрастет интерес к утилизации автомобилей и программам рециклинга.

Нечто подобное будет происходить и в России. После стабилизации рынка новых автомобилей, по мнению Даниила Карпиченко, "дилеры попытаются стимулировать продажи автомашин с пробегом, предоставляя дополнительную гарантию, бесплатный сервис. Банки будут активнее заниматься кредитованием покупок таких автомобилей, поскольку их история станет более прозрачной". Генеральный директор ЗАО "Мультимоторс" Андрей Соколов уже сегодня рекомендует официальным дилерам того или иного брэнда "продумывать специальные предложения и программы по развитию сегмента вторичного рынка, тем более что интерес к подержанным автомобилям остается устойчивым". "В центре "Мультимоторс" мы обязательно введем программу trade in, причем собираемся ремонтировать принятые автомобили, дорабатывать их, будем также предоставлять гарантию на продаваемые подержанные автомобили - полгода-год", - обещает Соколов. Таким образом, дилеры, работая с подержанными иномарками по своим стандартам, будут способствовать повышению качества обслуживания клиентов на вторичном рынке.

Что касается цен на подержанные автомобили российского происхождения, то этот вопрос пока не имеет однозначного ответа. Через год-полтора их количество многократно возрастет и тогда погоду на вторичном рынке будет определять конкуренция между российскими и импортными подержанными автомобилями. Хотя техническое состояние автомобилей "с пробегом по России" по объективным причинам отличается в худшую сторону, однако прозрачность происхождения и наличие сервисной истории в российских условиях дорогого стоят. Сегодняшняя дилерская уценка, ориентированная на европейские стандарты, при насыщении рынка уже не будет казаться столь значительной, а конкуренция с независимыми автосалонами не позволит дилерам занижать цены при приеме автомобилей в зачет. Справедливый для российского вторичного рынка уровень уценки автомобилей "с пробегом по России" установит, как всегда, баланс спроса и предложения.

Санкт-Петербург

У партнеров

    Реклама